Страничка педагога-психолога

Памятка: "Дом без насилия"

Консультация: "Правила воспитания психологически здорового ребенка"

1|| Не делайте своего ребенка центром вселенной.

В нашем обществе в последнее время стали довольно сильно распространены детоцентрические семьи, в которых все делается ради благополучия и счастья ребенка, все члены семьи заняты обслуживанием интересов ребенка и словно не замечают своих собственных нужд, в том числе психологических. Эти родители также не замечают (или не хотят замечать) проблемного поведения своего чада с другими детьми, взрослыми. Родители рьяно защищают ребенка используя фразы: «мой ребенок не мог такого сделать (сказать)», «Я верю своему ребенку, он никогда не врет». К сожалению, такое поведение родителей на самом деле не несет ничего хорошего детям. По мнению психологов, именно детоцентризм семей виноват в чрезмерной инфантилизации молодого поколения. Они вырастают с уверенностью, что не только родители им всё должны, но и все окружающие. В итоге, у детей начинаются конфликты в детском саду, потом в школе и так далее. У выросших детей возникают множественные социальные конфликты, и это не способствует их психологическому комфорту, к которому они привыкли в родительском доме.

Учите своих детей сосредотачиваться на том, что они сами могут дать другим и миру, а не только на том, что они могут получить. Прививая такой образ мышления, вы поможете детям адекватно воспринимать себя в этом мире. Учитесь сами слышать не только своего ребенка, но и окружающих.  Успешная поддержка родителей состоит в том, чтобы уметь хвалить и радоваться достижениям и корректировать отрицательные моменты в поведении, понимании.

 

2|| Не поощряйте ребенка диктовать семье свои правила

У детей в детоцентрических семьях слишком много власти над родителями. Они диктуют, что семья будет кушать на ужин, куда пойдет на выходные, когда ляжет спать, к кому в гости будет ходить… Делать ребенка равным взрослому или вовсе ставить его над ним - не здоровая модель семьи. Мнение ребенка, безусловно, должно учитываться родителями, но не в ущерб здравому смыслу и интересам других членов семьи.

Поощряйте ребенка говорить о своих желаниях и своем выборе, но пусть он знает, что в случае конфликта мнений решение в семье принимают взрослые в соответствии с иерархией своего главенства.

Любой психолог скажет вам, что дети, которые диктуют семье свои правила, подсознательно чувствуют нерешительность и даже беспомощность взрослых, а это нарушает их базовую потребность в защищенности и безопасности.

 

3|| Не ждите от детей совершенства

В некоторых семьях на детей возложены непомерно большие ожидания. Ребенок, в которого вложено столько сил и надежд, будет непременно лучше всех учиться, проявлять себя в спорте, музыке, всевозможных олимпиадах, а позже обязательно займет престижную должность, в общем, будет соответствовать родительским представлениям о нем. Чем раньше родители поймут, что ребенок не обязан становится таким, каким его хотят видеть родители, тем спокойнее станет обеим сторонам.

Вместо того, чтобы подталкивать ребенка к тому, чтобы быть лучшим среди других, сосредоточьтесь на том, чтобы помочь ему стать лучшей версией себя.

4|| Не прививайте детям менталитет жертвы

Быть отвергнутым, проигравшим, обманутым, к сожалению, часто приходится в этом мире. Ребенок обязательно столкнется и с провалом, и с обманом, и важно то, как вы себя поведете в этот момент. Если начнете преувеличивать его беды и ругать обстоятельства, ничего хорошего для эмоциональной саморегуляции ребенка вы не сделаете. Объясните ребенку, что вы тоже не все умели, у вас также не все получалось. Не получилось сложить машинку из конструктора сразу, сядьте вместе, разберитесь, поддержите и помогите своему ребенку. Учите детей проявлять силу воли, усидчивость.

Часто родители, чтобы вселить веру в успешность своему ребенку намеренно проигрывают ему в играх. К сожалению эта позиция также приводит к плохому результату. В группе детского сада собрались 5 детей, которые привыкли дома выигрывать. К чему приведет проигрыш детей? Задумайтесь.  В обществе никто не будет постоянно уступать вашему ребенку.

Родители, сознательно воспитывающие психологически сильных детей, помогают им в случае поражения найти и предпринять действия, которые улучшат ситуацию, а не списывают провал на внешние силы, несправедливость или везение соперника.

Они помогают справиться с эмоциями, увидеть ситуацию со стороны и расписать план действий, который поможет достичь намеченной цели.

 

5|| Не позволяйте чувству вины руководить вами

Признайтесь, как часто вы отменяли свое решение из-за того, что чувствовали себя виноватым перед ребенком? Например, сказали утром «сегодня никакого мороженого», а вечером купили ребенку три вида любимого пломбира только потому, что весь день видели его грустное лицо. Или, например, по вашей вине ребенок опоздал на последний сеанс долгожданной кинопремьеры, и теперь он уже почти три часа играет в компьютерные игры, а вы делаете вид, что не замечаете время и разрешаете поиграть еще немного. Не прививайте такую модель поведения вашему ребенку. Если вы что-то пообещали, но не смогли выполнить, объясните причину, если возможно, перенесите выполнение обещанного на другой день.

В жизни не получится всегда избегать неприятных ситуаций, спровоцированных вами, но чувство вины не должно мешать делать правильный выбор.

 

 

6|| Не принимайте решения из страха

Страх - другой катализатор ваших необдуманных реакций. Главный страх родителя - вдруг что-то плохое случится. Чтобы предотвратить что-то плохое, мы предпринимаем меры предосторожности, учим правилам безопасного поведения - на улице, на природе, дома. Но иногда страхи так глубоко заползают в душу родителю, что не дают ему адекватно воспринимать окружающую обстановку и перестраховываются там, где и не надо: «не лезь к луже», «не катайся быстро», «не забирайся высоко»… Выращивая детей в пузыре безопасности, мы, конечно же, преуспеем в сохранении их от мелких и крупных бед, но только не в этом задача родителя.

Родитель не протектор, он – проводник, который учит, направляет, дает получить ребенку свой собственный опыт, сделать свои собственные ошибки и выводы.

Передержка в пузыре безопасности тормозит развитие ребенка, делает его неготовым к адекватным реакциям на события реальной жизни.

 

7|| Дайте ребенку испытать последствия своих решений и поступков

Если ваш ребенок решил взять в детский сад игрушку, предупредите, что ее могут сломать другие дети.  Никто не может быть уверен в том, что  все умеют играть аккуратно. И ситуации бывают разные. Если ребенок всё-таки решил принести игрушку, то за ее сохранность и возвращение домой отвечает он, а не педагог. Если ваше чадо решило взять с собой «чемодан» игрушек, поясните, что нести их и туда, и обратно, будет он сам.  Пусть столкнется на практике с тем, о чем вы его предупреждаете в теории.  

Это все контролируемые ошибки, на основе которых ребенок приобретает опыт и понимает свою ответственность за те или иные действия, связь «поступок-последствие».

 

8|| Давайте детям обязанности

Если вы ловите себя на мысли, что не хотите нагружать детей какими-то бытовыми делами, если придерживаетесь мнения, что детство должно быть безоблачным и беспечным, то это выдает в вас самих психологически незрелого человека. Выполнение посильных обязанностей по дому, оказание помощи взрослым -не омрачают детство, не делают его тягостным.

Наоборот, рассуждая, что жизнь всему научит, еще успеешь «намучиться», вы оказываете медвежью услугу - вы не даете детям приобретать навыки, которые помогут стать самостоятельным, независимым, уверенным в собственных силах. Обязанности должны быть у каждого ребенка по силам и по возрасту.

Постоянно проводите ревизию его навыков и умений, и давайте новые обязанности, на уровень сложнее, на уровень ответственнее.

 

9|| Принимайте их эмоции, позволяйте ребенку переживать из-за неудач

Никто не говорит, что это легко - смотреть на расстроенного, плачущего ребенка. Обиженного, раздосадованного, разочарованного… Часто родители стараются быстрее стереть эти эмоции, быстрее успокоить, отвлечь внимание на что-то приятное, лишь бы самим не слышать горьких слез и грустных слов ребенка. Не самая лучшая практика. Как он тогда научится лучше понимать себя, если вы не разрешаете злиться или обижаться? Детям нужна эта практика терпимого дискомфорта, в которой они приобретают свою уверенность в том, что могут переживать сильные эмоции, учатся с ними справляться. Помогайте в минуты грусти и отчаяния проживать эти эмоции вместе, разберитесь, чем они вызваны, как долго могут держаться, как их принять и пережить.

Рядом с эмоционально помогающим родителем дети обретают уверенность в своей способности справиться с жизненными вызовами самостоятельно.

 

10|| Не навешивайте на детей ярлыки

Это происходит зачастую неосознанно: плачущего ребенка назвать «плаксой», за легкий проступок назвать «растяпой». Не так обидно слышать это от постороннего человека, как от родителей. Они тратят много душевных сил, чтобы справиться с этим внутренним дискомфортом, а потом принимают все сказанное родителями в свой адрес и верят, что правда не способны хорошо учиться, что у них не получается что-то делать хорошо, что с ними вечно что-то случается, что они «простофили», «нытики» и «неряхи» и на них нельзя положиться.

Быть родителем очень непросто. Одна из сложнейших задач в воспитании - удержаться от навязывания ребенку его роли. Нечаянные родительские установки часто мешают ребенку истинно реализовываться, не каждый ребенок может им противостоять. Вырастая с навязанной ролью и самореализующимся пророчеством, ребенок становится взрослым, который играет привычную роль, а не живет собственными установками.

 

***

Если бы только это были все ингредиенты по воспитанию психологически здоровых сильных детей! Нюансов гораздо больше - это и умение заботиться о себе, и умение поддерживать личные границы, и развитая эмпатия, и готовность помогать другим, и способность полагаться только на себя… Но и приведенных ориентиров достаточно для того, чтобы осознать свой стиль воспитания, проанализировать, к чему он приведет ребенка, и, если нужно - пересмотреть свои взгляды и методы.

 

 

Подготовили:

Кулик Т.Л. - заместитель заведующего по ОД

Кульпанович О.И. - педагог-психолог

 

свернуть

Памятка "Как организовать подготовку ребенка к школе?"

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

  • Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение – все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребенка думать, объясняя свои выводы.
  • Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если у ребенка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребенок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребенку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребенок понимал бы, что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего – это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  • Помните, ребенок 5 -6 лет не может работать долго, 15 – 20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребенком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  • Проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
  • Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
  • Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру. Задавайте ребенку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  • Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
  • Не старайтесь «натренировать» ребенка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  • Развивайте образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  • Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребенка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребенком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т.п.
  • Следует увеличить объем даваемых ребенку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
  • Чтобы ребенок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
  • Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезанные из бумаги (но ножницы должны быть с закругленными безопасными концами), нанизывание бус.
  • Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
  • Для развития инициативы у ребенка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

 

 

Используемая литература:

Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 -7 лет/авт. – сост. Е.В. Шитова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель.

 

Подготовил педагог-психолог Кульпанович О.И.

 

свернуть

Памятка "Как организовать подготовку ребенка к школе?"

Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребенка занятия.

  • Разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ, проигрывание сказок, пение – все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребенка думать, объясняя свои выводы.
  • Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если у ребенка что-то не получается или он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребенок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого – не словами объяснять ребенку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребенок понимал бы, что к чему. Если ребенок не понимает что-то, чаще всего – это ошибки взрослого (неправильное объяснение материала).
  • Помните, ребенок 5 -6 лет не может работать долго, 15 – 20 минут – вот предел, а потом он должен отвлечься. Играя с ребенком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребенку отдохнуть.
  • Проявляйте положительный интерес к занятиям ребенка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.
  • Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.
  • Стимулируйте интерес ребенка к окружающему миру. Задавайте ребенку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
  • Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
  • Не старайтесь «натренировать» ребенка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребенок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
  • Развивайте образные представления ребенка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
  • Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребенка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребенком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т.п.
  • Следует увеличить объем даваемых ребенку пропедевтических, то есть вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.
  • Чтобы ребенок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.
  • Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезанные из бумаги (но ножницы должны быть с закругленными безопасными концами), нанизывание бус.
  • Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.
  • Для развития инициативы у ребенка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

 

 

Используемая литература:

Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 -7 лет/авт. – сост. Е.В. Шитова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель.

 

Подготовил педагог-психолог Кульпанович О.И.

 

свернуть

Консультация «На пороге школьной жизни»

Физическая и психофизиологическая подготовленность дошкольника к школе – значимое условие успешного обучения в ней, но не единственное. Важно, что бы ребенок, переступающий порог школы, был психологически к ней готов.

Психологическая готовность является комплексным структурным об­разованием, включающим интеллектуальную, лич­ностную, социально-психологическую и эмоцио­нально-волевую готовность.

 

Компоненты психологической готовности

Содержательная характеристика

 

 

 

 

Наличие широкого кругозора и запаса знаний.

Сформированность начальных умений учебной деятельности (навыки чтения, письма, рисования; звуковая культура речи, умение развернуто ответить на вопрос, хороший словарный запас).

Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, окружающей действительности, а так же, умение сравнивать их, видеть сходное и отличное; способность действовать по образцу).

Логическое запоминание.

Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации (владение карандашом, ручкой ножницами).

Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Развитие фонематического слуха (способность выполнять словесные инструкции).

Хорошая ориентировка в пространстве и времени.

Предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, формулировать вопросы, самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

Личностная готовность

Принятие новой социальной позиции (принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем).

Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, к себе.

Развитие познавательных критериев, любознательности.

Развитие желания ходить в школу.

Произвольное управление своим поведением.

Объективность самооценки.

Потеря «детскости», непосредственности.

Социально-психологическая готовность

Гибкое владение способами установления взаимоотношений (умение устанавливать контакт со сверстниками, умение поддерживать равноправные отношения со сверстниками).

Развитие потребности в общении (желание общаться со взрослыми и детьми).

Умение подчиняться правилам и нормам.

Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций).

Сформированность небоязни трудностей.

Умение ограничивать эмоциональные порывы (например, не перебивать других в разговоре).

Умение систематически выполнять задания, приложив к этому волевое усилие.

Умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены).

Сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение всего учебного дня.

Произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение).

 

Формирование готовности ребенка к школе осуществляется в разных видах деятельности на протяжении всего дошкольного детства. И прежде всего наиболее интенсивно – игровой, художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрализованной, конструктивной и другой). Важную роль в подготовке к школе играет и взаимодействие дошкольника с окружающими, особо – со взрослыми, владение им высшими формами общения.

Достижению готовности к школе могут способствовать и специально организованные занятия с дошкольниками, в процессе которых педагог приобщает их к культуре и формирует предпосылки к учебной деятельности (социальные мотивы учения, познавательные интересы, умение слушать и слышать, осуществлять контроль и самоконтроль своей деятельности и др.).

 

Использованная литература.

 

  1. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет/авт.-сост. Е. В. Шитова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Издательство «Учитель».
  2. Шестилетний ребенок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько и др.; под. ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: нац. институт образования, 2016.
  3. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов на /Д.: Феникс, 2000.

 

Подготовил педагог-психолог Кульпанович О.И.

свернуть

Консультация «Особенные» выражения в детском лексиконе.

С расширением круга общения, с поступлением в детский сад, посещением разнообразных кружков ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое — хорошее. Один из таких далеко не радостных моментов — бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, как себя вести в таких ситуациях. Оправившись от шока, родители выбирают один из следующих вариантов.

 

Вариант 1. Ругаем

«И в кого только он пошел?..» — удивляются часто родители. Чтобы понять это, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Ведь часто случается так, что, не замечая своих особенностей поведения, мы отслеживаем их в поведении своих детей. Задумайтесь, является ли характерной для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

 

Вариант 2. Оставляем без внимания («Ничего не произошло!»)

Оправдываясь тем, что на таких словах не следует акцентировать внимание, что ребенок сам их забудет, родители отчасти правы. Но какая гарантия того, что, однажды забыв эти выражения, ребенок не вспомнит их в самый неподходящий момент?.. Также взрослым надо помнить, что логика детей отличается от логики взрослых. Поразмыслив, малыш, скорее всего, придет к выводу, что если вы никак не реагируете на эти слова, то так оно и должно быть.

 

Вариант 3. Запугиваем («Будешь ругаться — язык отрежут!»)

Очень эффективный способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее будет найти действенный персонаж запугивания, а во-вторых, в случае ненормированного использования этот метод может спровоцировать появление и развитие невротических состояний. Особенно «популярны» у родителей медицинские процедуры: уколы, хирургические операции и т. д. В этом случае не стоит удивляться тому, что при очередном посещении медицинского кабинета у ребенка начнется истерика.

 

Вариант 4. Объясняем

Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что ваш ребенок включает в свою речь нецензурную лексику, сразу объясните малышу твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми; ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку возможность сделать свой выбор!

Одна из причин, по которой дети начинают ругаться, — это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще и чаще. Во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» — спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание общаться с ним, когда он кричит и ругается. Тем самым вы сможете позаботиться о психогигиене и душевном покое как вашем, так и вашего ребенка. Будьте здоровы!

 

 

Использованная литература.

  1. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». - Ростов н/Д «Феникс», 2004.
  2. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2 - 7 лет/авт. - сост. Е.В. Шитова. Изд. 3 - е, испр. - Волгоград: Учитель.

 

Подготовил: педагог-психолог Кульпанович О.И.

свернуть

Консультация "Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой"

Каждый взрослый иногда сталкивается с детс­кой истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопро­вождаются. В такой ситуации, когда на Вас смот­рят посторонние люди, легко растеряться или вый­ти из себя. Как быть?

Вот что советуют психологи:

1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

  • ребенку не хватает вашего внимания, и он та­ким способом стремится завоевать его (такая при­вычка очень быстро закрепляется и часто исполь­зуется и во взрослой жизни);
  • ребенок манипулирует вами, он привык та­ким образом добывать все, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблю­дайте за своим ребенком: как именно он плачет, чтопомогает ему успокоиться,

Если вы поняли, что вами манипулируют, дай­те ребенку понять, что вы не одобряете его дей­ствия.

— ребенок устал, хочет спать, он голоден: иско­рените причину, и истерика пройдет.

  1. Если истерика в самом разгаре, улучите мо­мент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огла­сить окрестности новыми криками, и очень выра­зительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.
  2. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
  3. Главное средство от истерик, не впадать в та­кое же неистовство, пытаясь сохранять спокой­ствие, выразить свое сочувствие ребенку:

«Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе», «Я знаю, как это обидно»; «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам (а как хотелось!). Поговорите с ребенком, выясните причины его поведения.

5. Дети 3-5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло. Конечно, объяснить что-либо громко кричаще­му ребенку очень трудно.

6. До возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.

7. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, дедушкин, папин, мамин, тетин)   характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя.

Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

 

 

   Материал подготовил: педагог-психолог Кульпанович О.И.

       Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия  «Справочники». — Ростов н/Д:           «Феникс», 2004.

свернуть