"Скоро в школу"

"Готовность ребенка к школе. 

Что это такое?"

Формируем математические представления с интересом

Анкета «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Ссылка на анкету тут.

 

 

Подготовил педагог-психолог Кульпанович О.И.

свернуть

"Влияние музыкотерапии на формирование личности дошкольника - будущего первоклассника"

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, то он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами»
                                                                                                                                                                                                                 В. А. Сухомлинский

Введение
  Принципиальная перестройка жизни нашего общества на базе современных экономических, социальных и политических факторов, подвергающихся коренным изменениям со всей необходимостью обусловливает возрастание роли музыкального образования детей как важного элемента саморазвития их личной художественной культуры. ( Ю.Б. Алиев)
 

  В наш сложный, скоростной век информационных технологий, мы взрослые, очень часто, погружаясь с головой в свои проблемы, не замечаем того, что наши дети нуждаются во внимании взрослых, порой даже в помощи специалистов. И этой помощью, я уверена, должна быть музыка.

  «Что для моего малыша означает музыка?» - задавалась я вопросом каждый раз, видя его горящие глаза и смешной танец под ритмичную мелодию. У ребенка может быть много разных причин любить ее, о которых он, в силу своего возраста, даже не догадывается, но мы, взрослые, просто обязаны донести до своего чада всю пользу этой универсальной терапии.

   Я работаю с детьми уже почти 40 лет, постоянно наблюдаю за их развитием, интересами. На своих занятиях большое внимание уделяю восприятию музыкальных произведений - слушанию музыке, и очень внимательно слежу за реакцией ребят, их отношению к услышанному. Все дети по разному реагируют на музыку, но абсолютно все к ней не равнодушны.
Не секрет, что музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя. Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

   Хочется сказать о важности воздействия музыки на детей всех возрастных групп и роли её в развитии мышления, воображения, внимания, памяти, воли, эмоциональной сферы, нравственно-эстетических потребностей, познавательных способностей.
Музыка отражает страницы истории. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок получает ответы на многие интересующие его вопросы. То есть музыка несет информативный характер, что существенно повышает знания малыша об окружающем мире.

   Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Кроме того, музыка объединяет детей в единые переживания, становится средством общения между ними.
2. На мой взгляд, музыка играет одну из главных ролей в формировании личности ребенка, так как способствует развитию вкусов и предпочтений, эмоций, интересов, которые впоследствии оказывают большое влияние на формирование взглядов и собственного «Я».
Музыка – это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни. найти и познать самого себя, формируя свою самооценку.
На формирование основ культуры ребенка большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать.. .
Музыка – это голос жизни, он выражает тенденции времени, окуная в прошлое или будущее при желании.

   Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. А связующим звеном между миром музыки и миром детства выступает педагог, основной задачей которого является заинтересовать ребенка различными видами музыкальной деятельности, выявить склонности и потребности, чтобы наиболее полно раскрыть все возможности ребенка.
  

   Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется «слушание музыки».

3. Основные задачи педагогов в музыкальном развитии ребенка

В своей работе мы ставим ряд специфических задач:
1. Воспитание любви и интереса к музыке.
Воспитательное воздействие музыки возможно только при развитии восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
2. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики.
3. Знакомство детей с различными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности с целью обогащения впечатления детей.
4. Развитие общей музыкальности детей, сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в данном возрасте ребенка приобщать к активной практической деятельности, то произойдет становление и развитие всех его способностей.
5. Содействие начальному развитию музыкального вкуса. Получая представление и впечатление о музыке, ребенок в дальнейшем формирует избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.
6. Развитие творческого отношения к музыке в деятельности такого рода, как импровизация попевок, передача образов в музыкальных играх и хороводах. Это способствует развитию самостоятельности, инициативы, а в целом музыкальности ребенка.

4. Психика ребёнка и музыка

   Эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

   Работая музыкальным руководителем в ДОУ, я всё чаще осознаю, что в работе с детьми мне помогают не только знания, полученные в моей профессиональной музыкальной сфере, но и психологические познания, данные мне педагогами в университете. Музыка и психология оказались для меня неотделимыми друг от друга и одинаково важными в развитии маленького человека...

   Я работаю музыкальным руководителем в детском саду и веду кружок «Музыкальная гостиная» и очень рада , что ко мне всегда с удовольствием приходят дети. Приходят и спрашивают: «Мы будем сегодня слушать музыку?» Конечно будем!! Потому что музыка для современных малышей не просто наслаждение, а порой и лекарство, которое действует почти всегда положительно. И это музыка: красивая, берущая за душу, веселая, народная, просто, правильно подобранная для каждого занятия.

   Большой радостью в нашем детском саду было приобретение интерактивного экрана. Теперь мы можем детям и педагогам показать настоящий оркестр, познакомить и прослушать каждый музыкальный инструмент, увидеть дирижера. Смотреть уроки тетушки Совы и Мажор Мажорыча, а главное, наблюдать за реакцией наших детей. Это просто здорово! А еще лучше, когда ребята просят еще раз прослушать музыкальное произведение или просмотреть его на экране, слушая музыку и любуясь красотой нашей природы, красотой нашей России.

   Я считаю, что занятия в «Музыкальной гостиной» должны приносить детям не только радость, и положительные эмоции, но и производить оздоравливающий эффект, создавать возможность для самовыражения. Потихонечку, постепенно готовя ребят к переходу в большую жизнь, к поступлению в 1 класс.

   С этой целью я использую элементы музыкотерапии и психогимнастики. Особенно эти занятия принесут большую помощь нашим будущим первоклассникам. Дети к 7 годам уже самостоятельны, имеют свое мнение, выражают эмоции. А также могут быть очень зажаты, закомплексованы, неуверенны в себе, либо наоборот очень активны, возбуждены и крикливы. Сколько сейчас гиперактивных ребят! Вот здесь и нужна наша помощь, особенно 6-7 летним детям, будущим первоклассникам.

5. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.
Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Какую музыку должны слушать дети?

  Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, колыбельные песни. Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для детей с синдромом угнетения (не активным, мало подвижным) полезны произведения в быстром темпе Моцарта, Шуберта, Гайдна.

   В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

   Я всегда обращаю внимание уважаемых мам и пап на то, чтобы они обратили внимание на своего ребенка, какая музыка ему по душе? Своим родителям я рекомендую новый день начинать с музыки - утром взбодриться, перед дневным сном- спеть спокойную песенку или дать послушать расслабляющую мелодию , а на ночь любимую муз. сказку, колыбельную, их (колыбельные песенки) дети очень любят.

   По мнению медиков, слуховой аппарат детей природой приспособлен только для рассеянного звука. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

* Детям с предрасположенностью к судорогам.
* Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
* Больным отитом.
* Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Своим родителям я предлагаю список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:
– Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса
– Для уменьшения раздражительности – музыка Баха, «Лунная соната» Бетховена. «Детский альбом» П.И.Чайковсого.
– Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта..
– Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
– Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
- Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского
Музыку Моцарта можно и полезно слушать всем ребятам и взрослым!

   Сейчас у родителей большой выбор — они могут покупать CD-диски с классической музыкой в традиционном исполнении. Диски так и называются: «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… очень приятное лекарство. Даже в интернете можно послушать любое, полюбившиеся вами произведение ,да ещё со сменой красивых иллюстраций. Детям это очень нравится и мамам полезно!

   Хочется сказать:
«Дорогие мамы, слушайте музыку вместе с ребенком , наслаждайтесь ей, расслабляйтесь, ведь и мамам просто необходим хороший отдых!

   Пусть музыка будет с вами везде и всегда, как во время уборки, так и в машине, играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересуйте его разными ритмами и новыми звуками и, конечно же, танцуйте с ним под весёлый зажигательный танец , но и не забывайте спеть колыбельную на ночь. И помните - ребенок запоминает только то, что ему интересно. Пусть ваш ребенок будет раскованным, добрым и спокойно пойдет в школу, а мы в детском саду сделаем для этого все возможное.
 

Заключение
   Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что музыка имеет очень важное значение в развитии ребенка как личности. С самых первых дней жизни она помогает всесторонне развиваться малышу: учиться разговаривать, формировать восприятие окружающего мира, тренировать память и внимание, развивать воображение и мышление, строить взаимоотношения в коллективе. В дальнейшем все эти умения и навыки, полученные в дошкольном возрасте, окажут большое влияние на такой важный шаг в жизни ребенка ,как переход из детского сада в школу, в 1 класс.
Следует помнить, что в руках мастера-педагога музыка будет подобна инструменту ювелира, который постепенно, шаг за шагом превращает неграненый алмаз сознания ребенка в бриллиант.
 
Список использованной литературы
Периодическая литература:
1. Давыдова  Н. Основы музыкального воспитания /Н. Давыдова//
Дошкольное воспитание. – 1994. – №6. – С. 89
2. Радынова О. Функции музыкального руководителя и воспитателя/
О. Радынова// Дошкольное воспитание. – 1994. – №11. – С. 52
3. Школяр Л. Ребенок в музыке и музыка в ребенке/Л. Школяр//Дошкольное воспитание. – 1992. – С. 39
Учебная литература:
4. Выродова И. И вот так! Музыкальное развитие /И. Выродова. – М.: Карапуз. – 2004. – 10 с.
5. Куприна Н. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка/ Н. Куприна. – Academia. – 2007. – 448 с.
6. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста/ Л.В. Малахова. – М.:Феникс. – 2008. – 144 с.
7. Алиев Ю.Б.Методика музыкального воспитания детей от детского сада -к начальной школе-1998.-352с.
8. Чернега А.А. Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории. Г. Егорьевск МДОУ № 29 «Росинка», апрель 2021 г

 

 

Источник: maam.ru

свернуть

Видеоконсультация для родителей будущих первоклассников

Перечень нормативных правовых документов, регламентирующих обеспечение преемственности дошкольного и І ступени общего среднего образования

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 150.  (в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 20августа 2013 г. № 78; постановления Министерства образования Республики Беларусь от 4 мая 2017 г. № 43) «Об утверждении Положения об учреждении дошкольного образования и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства образования Республики Беларусь»
  3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20 декабря 2011 г. № 283 «Об утверждении положения об учреждении общего среднего образования»
  4. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 137 «Об утверждении образовательного стандарта дошкольного образования»
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.12.2018 № 125 «Об утверждении образовательного стандарта общего среднего образования»
  6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 15 августа 2019 г. № 138. «Об утверждении учебной программы дошкольного образования»
  7. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.07.2017 № 90 «Об утверждении учебных программ по учебным предметам для I-IIIучреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования»
  8. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 15.08.2019 № 139 «Аб зацвярджэнні тыпавога вучэбнага план а дашкольнай адукацыі»
  9. Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь 06.05.2020 № 83 «Аб тыпавых вучэбных планах агульнай сярэдняй адукацыі»
  10. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 г. № 8 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  11. Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов»
  12. Постановление Совета Министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525 «Об утверждении специфических санитарно- эпидемиологических требований»
  13. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 24 сентября 2007 г. № 50 (в редакции Постановление Министерства образования Республики Беларусь 4 ноября 2009 г. № 69) «Об утверждении перечней оборудования для учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования»
  14. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 14 июля 2014 г. № 105 «Об установлении перечней и норм обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием, необходимыми для организации физического воспитания обучающихся учреждений образования, иных организаций, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, проведения с ними физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий»
  15. Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16 октября 2018 г. № 105 «Об установлении перечней мебели, инвентаря и средств обучения, необходимых для организации образовательного процесса учреждениями образования, реализующими образовательные программы общего среднего образования»
свернуть

Адаптация к школе

Школа – это совершенно новая нагрузка для первоклассника. Все мы знаем как тяжело и даже немного страшновато приниматься за новое дело, полное неизвестности. А от ребенка в этот период требуется активизация внимания и сосредоточенности, соблюдение дисциплины, напряженного умственного труда. К этому прибавляется необходимость спокойно сидеть на уроках, что приводит к снижению двигательной активности ребенка.

Нельзя слепо надеяться, что адаптация ребенка к школе успешно пройдет сама собой. Этому процессу можно и нужно помочь. Ведь тяжелая и затяжная адаптация ребенка к школе грозит серьезным истощением организма из-за частых переутомлений, простудных заболеваний, эмоциональных перегрузок. Поэтому нужно постараться, чтобы адаптация ребенка к школе прошла как можно безболезненнее.

Всех первоклассников по способности адаптации к школе можно разделить на три основные группы.

Первая группа адаптируется легко – процесс адаптации проходит в течение первых 2-х месяцев после начала учебы. Такие дети лишь иногда испытывают сложности с освоением новых норм и правил поведения, а чаще всего они спокойны, добросовестно выполняют требования педагога.

Следующая группа отличается более длительным периодом адаптации к школе. Дети, относящиеся к этой группе, не сразу готовы принять требования учителя. На уроках они могут играть, разговаривать. На замечания педагогов обижаются, могут расплакаться. Учебная программа в первом полугодии дается детям довольно трудно, но зато уже к концу первого полугодия дети полностью готовы выполнять требования школы.

И, наконец, третья группа детей – это группа, к которой относят детей с очень трудной социально-психологической адаптацией. Такие дети проявляют негативное поведение, отрицательные эмоции, учебная программа дается им с большим трудом. Часто дети этой группы становятся объектами жалоб учителей: они мешают учебному процессу, постоянно нарушают дисциплину.

                   

Как же понять, насколько легко или тяжело дается ребенку школьная нагрузка? Внимательные родители смогут найти ответ на этот вопрос. Следующие признаки могут свидетельствовать о том, что адаптация ребенка к школе проходит не очень гладко:
ребенок не хочет рассказывать родителям о школьных делах;
ребенок стал нервным, раздражительным, бурно проявляет свои негативные эмоции, хотя ранее это было ему не свойственно;
ребенок старается избежать школы, хитрит, чтобы не идти в школу;
в школе ребенок либо активно нарушает дисциплину в классе, ссорится с одноклассниками, т.е. активно «протестует»;
в школе ребенок пассивен, не играет с одноклассниками, не внимателен, находится в подавленном настроении – это «пассивный протест»;
в школе ребенок тревожен, часто плачет, боится.

Как помочь ребенку в этот нелегкий период?
Главное, как бы банально это ни звучало, - это родительская любовь, ласка, забота. Ребенок как никогда нуждается в них. Семейные неурядицы – враг успешной адаптации ребенка к школе и, наоборот, комфортная психологическая обстановка в семье поможет ребенку легче адаптироваться к школе.
В период адаптации к школе дети часто начинают вести себя «как маленькие»: просятся на руки, капризничают. К этому нужно отнестись с пониманием: просто в этот период ребенок хочет убедиться, что он по-прежнему в безопасности, что мама и папа всегда рядом.

Адаптация ребенка к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе. Можно помогать ребенку собирать вещи с вечера, тогда утром ему не нужно будет торопиться. Если есть возможность, лучше отводить ребенку в школу, а не отпускать его самого. Ребенку будет приятно, если мама или папа проведут его до класса. По дороге из школы можно заходить с ребенком в книжный магазин, кафе-мороженое или выполнять любой другой ритуал, приятный ребенку. Тогда и в школу ребенок будет идти с большей охотой.

свернуть

Консультация для родителей: "Готовим руку к письму"

        В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают   затруднения с   письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не   получается правильное   писание букв, нередко встречается «зеркальное»   письмо, ребенок не различает     «лево», «право», «лист», «страница»,   «строка», не укладывается в общий темп   работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики   пальцев руки, и   недостаточной сформированностью зрительно – двигательной       координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи,     зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении   программы   первого класса. Письмо сложный навык и в полном объеме   недоступен   дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического   воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это  должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи   взрослого.

     Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх —          низ,   ближе — дальше, под — над, около — внутри и т.д.

  Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. О       развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка.       Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти,    значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.

    Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода       перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими              навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к           письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для                   накопления  ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме: учим детей правильно сидеть, держать     ручку, располагать необходимые предметы на парте, самостоятельно работать и ориентироваться на листе тетради. Ещё       мы  уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений   руки,   решаем сразу две задачи: во-первых, общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, подготовка к овладению    навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от ее систематичности и регулярности.

 

       Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию рук и ручной умелости.

                   Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

  • Пальчиковая гимнастика. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с «пальчиковых игр», чтобы размять пальчики, для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
  • Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающе действие. Детям предлагается: сортировать по цвету, форме, размеру (можно предложить ребенку рассортировать различные виды семян с помощью пинцета), угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов из семян, пуговиц, веточек и т.д.

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

  • Занятия с пластилином.
  • Шнуровки. Застёжки.
  • Занятие с конструкторами. Закручивание гаек, шурупов.
  • Игры с мозаикой. Пазлы.
  • Вырезание ножницами. Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов — полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.
  • Рисование различными материалами — ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелом, акварелью и т.д.
  • Работа с бумагой. Складывание (оригами). Плетение. Отрывная аппликации. Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, фигурок зверей из бумаги.
  • Графические упражнения. «Нарисуй узор по клеточкам», «Нарисуй узор по точкам», «Соедини точки» и др.
  • Штриховка. Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий. Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо, с наклоном сверху вниз и снизу вверх важно при формировании почерка.

  • Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами. Довольно часто мы торопим события, усаживая дошкольника за школьные прописи. А ребенок старается сверх сил и огорчается, чувствуя, что не оправдывает наши надежды. Или же, что гораздо хуже - начинает бояться будущих уроков и всего что с ними связанного. Самый короткий путь к учебе - через игру и живой интерес. Важно, чтобы подготовка к письму не превращалась в скучную механическую работу. Поэтому вы должны заинтересовать ребенка, увлечь его. Придумывайте различные истории, смешные задания.

 

Вашему вниманию предлагаются некоторые

упражнения и игры:

 

Графическое упражнение «Нарисуй фигуры»

 Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую одну маленькую. Дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.

 

Игра «Дождик»

В верхней части листа нарисованы тучки, внизу небольшие круги – место приземления капелек. Задачи: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» капельки в круги. Эта игра развивает руку, глазомер, внимание, учит ориентироваться на листе бумаги.

 

Игра «Зубочистка»

Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

      К концу подготовительной группы года дети должны:

  •      знать и соблюдать гигиенические правила письма (это посадка, положение рук при письме, положение ручки, тетради);
  •      ориентироваться в тетради, на строке, на странице;
  •      выполнять штриховку, соблюдая правила штриховки;
  •      уверенно пользоваться ножницами;
  •     изготавливать простые фигурки из бумаги путем складывания.

Приведенные выше приемы подготовки руки к письму у дошкольника способствуют развитию не только мышц кисти, их координации, но и глазомера, а также формированию внутренней речи, образного и логического мышления.

 

Игра «Ладошка»

    Предварительная работа: на ватмане обвести ладошки детей.

    Ход: родителям предлагается на каждом пальчике написать по одному качеству, которыми обладает ваш ребенок, а в       середине написать или изобразить, как вы его ласково называете.

свернуть

Консультация для родителей: "Что делать, если ребенок не хочет идти в школу?"

Некоторые дети еще в пять-шесть лет начинают школу бояться и ненавидеть, заявляя родителям, что они учиться никогда и ни за что не пойдут.

За год или два до семилетия родители постепенно начинают готовить ребенка к школе. Посещают специальные занятия и надеются, что они помогут легче адаптироваться будущему первокласснику. Но как он сам воспринимает это событие? Как праздник или наказание? Как поступить родителям, если ребенок категорически отказывается идти в школу? Чаще всего, они теряются и не знают, что предпринять.

Когда ребенок говорит о своем нежелании учиться, он может сигнализировать нам о самых разных проблемах. Разберем самые типичные из них.

Ребенок не готов

Вне зависимости от зрелости все дети идут в школу в семилетнем возрасте. Но мозг ребенка, его развитие, готовность к рутинным занятиям и способность удерживать внимание развиваются не по педиатрическим таблицам и методичкам Министерства образования. Одни дети уже в шесть лет готовы стать школьниками. У других психика развивается только к восьми. 

Как понять, что идти в школу еще рано?

1. Нет мотивации учиться. Ребенок предпочитает играть или изучать новое? Он умеет ставить цели и идти к ней? Может ли мотивировать себя на учебу? Видит ли причинно-следственные связи? Понимает ли, как его поведение отражается на конечном результате? Если этих навыков нет, у ребенка недостаточно развита учебная мотивация, и к школе он не готов.

2. Не развита эмоционально-волевая сфера. Понаблюдайте за ребенком: способен ли он выполнить задание, когда вы его об этом попросили? Например, подождать своей очереди или помочь вам рассортировать игрушки? Насколько долго он может удерживать внимание на том, что ему не очень интересно? Как он интерпретирует свои и чужие эмоции? Когда эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно развита, ему сложно высидеть урок, не отвлекаясь и концентрируясь на словах учителя.

3. Нет необходимых навыков. К школе ребенок должен понимать, как зовут всех членов его семьи, называть свой адрес, разбираться в основных профессиях и явлениях природы, ориентироваться во времени, понимать основные правила безопасности. Он должен решать логические задачи, находить общие свойства у предметов, закономерности, видеть различия и сходства. У него должны быть развиты навыки самообслуживания: он сам одевается, может обратиться к учителю с просьбой, рассказать, если у него вдруг что-то заболит.

Чрезмерно загружен

Со страниц журналов, в блогах и видеороликах известных психологов нам постоянно говорят, что если мы не будем занимать ребенка развивающими занятиями каждую свободную минуту, мы упустим момент и не сможем ничему его научить. И вот молодые мамы водят детей в клубы раннего развития и английский с пеленок, покупают ему кубики Домана и заваливают дом всевозможными развивающими игрушками. Потом добавляется спорт, кружок эстетического развития и, конечно, подготовка к школе. 

Большую часть времени он занимается не тем, что ему интересно, а тем, что нужно родителям. К тому моменту, когда ребенку нужно идти в школу, он уже перегружен, перестимулирован и вполне логично отказывается ходить еще и в школу.

Как понять, что вы перезагружаете ребенка?

Целый день вы или бабушка заняты логистикой детей. Вы везете их в детский сад, потом на занятия английским, с которых отправляетесь на плавание или гимнастику.

У малыша нет свободного времени на игры, мультики и совместное чтение книг. Он либо в саду, либо на кружках, либо занят развивающими занятиями дома.

Сон ребенка испортился. Он засыпает еще до того момент, когда его голова касается подушки, или наоборот долго не может уснуть.

У него изменяются пищевые привычки. Ребенок отказывается от еды, привередничает или наоборот съедает все, что видит.

Появились психосоматические расстройства. Он жалуется на головные боли или боли в животе, стал чаще болеть простудными заболеваниями. Обращение к врачу не дает результатов — формально ребенок здоров.

Меняется поведение. Активный и любознательный ребенок становится вялым и апатичным. Его ничего не интересует, он ничего не хочет и не просит.

Конечно, мы не должны отказываться от развития детей. Но важно помнить, чтобы эта нагрузка была адекватна возрасту и способностям ребенка.

Напуган заранее

Вот он живет беззаботной и радостной жизнью, но вдруг на горизонте появляется школа. Воспитатели в детском саду, сердобольные бабушки или мимо проходящие тетушки, желая призвать ребенка к порядку, случайно роняют: «Вот пойдешь в школу и не сможешь больше баловаться! Как ты в школу пойдешь, если такой неряха?». Ребенок боится, что не справится, не оправдает ожиданий, не сможет приспособиться и из-за этого отказывается идти в школу.

Страх перед школой могут усугублять и индивидуальные особенности ребенка:

Застенчивость. Скромные дети хуже реагируют на смену обстановки. В саду или дома ему все понятно и привычно. Школа — новый пугающий этап, в котором непонятно что делать и как себя вести.

Сложности с принятием решений. В дошкольном возрасте все понятно: за тебя решают родители и воспитатели в детском саду. В школе совсем другие правила, и принимать решения придется самостоятельно.

Отсутствие веры в себя и свои силы. Ребенок уверен, что у него ничего не получится, он не справится с учебой и возросшей нагрузкой. Он не знает, как найти новых друзей, наладить отношения со сверстниками и как правильно реагировать на новые вызовы.

Повышенная тревожность. Изменение привычного уклада жизни — стресс для любого ребенка. Особенно сильно он проявляется у тревожных и высокочувствительных детей. Для них любое изменение сродни трагедии.

Виноваты родители?

Если ребенок отказывается идти в школу, это повод родителям проанализировать свое поведение и поискать свой вклад в эту ситуацию.

1. Завышают требования. Мы все уверены, что наши дети самые лучшие и самые талантливые. Но одно дело, когда мы об этом говорим. И совсем другое, когда требуем быть лучшим во всем, занимать только первые места, делать идеально или никак. Ребенок начинает бояться разобрать родителя и теряет уверенность в себе и своих силах.

2. Не дают взрослеть. Иногда родители не готовы принять взросление и стараются как можно дольше продлить период зависимости ребенка от них. Такие родители жертвуют собой ради жизни ребенка, потакают всем его желаниям и прихотям. Особенно от такого поведения страдают домашние дети, которые не ходили в детский сад. Они не готовы выйти из-под родительской опеки и не хотят в школу.

3. Живут в нездоровых отношениях. Если внутри семьи нет теплых доверительных отношений, новое место воспринимается как источник новых опасностей и тревог. Ребенок опасается, что будет еще хуже, и не хочет ничего менять.

Что делать?

В любой ситуации важно не только то, что ребенок делает или не делает. Важна также реакция родителей. Именно она подтверждает или опровергает его страхи. Так что нужно делать?

Во-первых, не ругаться и не отмахиваться от желаний ребенка. Негативные реакции и равнодушие показывают, что его мысли и чувства не важны, на них можно не обращать внимания и в следующий раз с проблемой он пойдет не к вам, а к друзьям или взрослым, которые обращают на него внимание.

Во-вторых, обязательно поговорите с малышом. Спросите его, почему он не хочет в школу, что его пугает и чего он опасается. Проанализируйте и свое поведение: возможно, вы слишком много требуете от ребенка или безразличны к его страхам.

В-третьих, разработайте запасной план. Если ребенок не готов к школе, подумайте, как отложить поступление в первый класс еще на год. Если у ребенка есть какие-то страхи, связанные с обучением, разберите эти ситуации и вместе разработайте способы их преодолеть.

В четвертых, расставляйте приоритеты. Обсудите с ребенком, что на самом деле важно, а что второстепенно. Если видите, что он уже перегружен, пересмотрите его расписание, уберите из него все, что неинтересно ребенку. Если это означает полный отказ от дополнительных занятий, откажитесь от них. Ребенок вернется в секцию, когда будет готов.

Помните, что любое нежелание, протест или отказ — это не проблема, а симптом, который говорит о том, что в жизни ребенка что-то идет не так. Наша задача — найти корень проблемы и работать с ним.

свернуть

Консультация для родителей "Мотивационная готовность ребенка к обучению в школе"

 

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности. Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: "я уже ученик!", готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т.п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.

Значимость мотивации в структуре готовности к обучению очень велика. От характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.

Мотивационная готовность – это наличие у детей желания учиться.

Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть в эту гимназию или лицей очень важно и почетно, наконец, потому, что к школе он получит новый красивый портфель, пенал и другие подарки. Кроме того, все новое привлекает детей, а в школе практически все: и классы, и учительница, и систематические знания – являются новыми.

 Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что статусное место школьника гораздо важнее и почетнее, чем ребенка дошкольного возраста, который ходит в детский сад или сидит с мамой дома. Дети в 6 лет уже хорошо понимают, что вы можете отказать им в покупке куклы или машинки, но не можете не купить ручку или тетрадки, так как покупка, например, Барби диктуется только вашим добрым отношением к ребенку, а портфеля или учебника – обязанностью перед ним. Точно так же дети видят, что взрослые могут прервать их самую интересную игру, но не мешают старшим братьям или сестрам, когда те засиживаются за уроками. Поэтому ребенок и стремится в школу, так как хочет быть взрослым, иметь определенные права, например, на ранец или тетрадки, а также закрепленные за ним обязанности, например, рано вставать, готовить уроки (которые и обеспечивают ему новое статусное место и привилегии в семье). Пусть он еще полностью не осознает, что, для того чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать, например, игрой или прогулкой, но в принципе он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать. Именно это стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляют «внутреннюю позицию» школьника.

Важно рассказывать детям о том, что именно значит быть школьником, почему он становится более взрослым, поступив в школу, какие обязанности он будет там выполнять. На доступных примерах можно показать важность уроков, оценок, школьного распорядка.

Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:

  • расскажите, что значит быть школьником, какие обязанности появятся в школе;
  • воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
  • на доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
  • воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
  • никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.

Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.

Интерес к внешней стороне учебы, к процессу обучения, то есть к школе, к школьным принадлежностям, к правилам поведения в школе является первым этапом развития мотивационной готовности. Конечно, такой интерес недолог, и он быстро (в течение 2-3 месяцев) исчезает. Именно тогда и должен возникнуть интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний, то есть должна появиться собственно познавательная мотивация. Однако это уже зависит от того, как и чему ребенок будет учиться в школе.

Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника», в случае несформированности мотивов к учению ребенок очень трудно привыкает к новым условиям, к коллективу и учителю, недостаточно хорошо воспринимает школьный материал, что приводит к дезадаптации.

Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.

Сформированность у ребенка мотивационной сферы играет важнейшую роль для его успешности в учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива хорошо выполнять все предъявляемые школой требования, показывать себя с самой лучшей стороны заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу:

  • адекватные мотивы (познавательный, социальный и оценочный);
  • неадекватные мотивы (внешний, позиционный и игровой).

Каждый из этих мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

У ребёнка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей – школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, занятиями по типу школьного урока, усталость.

Мотивационный компонент готовности к школе формируется при использовании:

  • создания положительного образа ученика;
  • подкрепления положительного отношения к школе;
  • закрепления образцов ролевого поведения.

Выделяют пять основных уровней школьной мотивации:

1 уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Такой ребенок четко следует всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2 уровень - хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. В рисунках они также изображают учебные ситуации, но меньше зависят от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3 уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках просматриваются школьные, но не учебные ситуации.

4 уровень – низкая школьная мотивация.

Эти дети посещают школу  неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения  в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.

5 уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении со сверстниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно – психические нарушения. Рисунки, как правило, не соответствуют предложенной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

 Серьезных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.

Правило 1. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для детей 6 -7 лет. Если ребенок не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом вам кажутся необходимыми для вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

Правило 2. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10 – 15 минут, поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10 – 15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить  его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать по музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день – так считают врачи – офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года жизни ребенка в школе нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто – то хочет дружить, а кто – то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетрадях. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

 

  Список литературы:

  1. Вакуленко И. К школе готов. / И. Вакуленко // Наш малыш. – 2002. - № 5.
  2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 8.
  3. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – ПРЕСС, 2000.
  4. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2003.
  5. Готовность ребёнка к школе / под ред. А.В. Гордиец. – Р-на-Д: Феникс, 2006.
  6. Грабал В. Мотивация достижения и её развитие в процессе учебной деятельности / В.Грабал. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Гударева О.В. Особенности игровой деятельности современных дошкольников / О.В.Гударева // Журнал прикладной психологии. – 2003. - №2.
  8. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: ИНФРА – М, 1997.
свернуть

Вопрос и ответ: "В каком возрасте идти в школу (6 или 7 лет)?"

Дети, которые пошли в школу в 7 лет, более спокойны и усидчивы и легче постигают предложенный школьной программой материал. Но мнение психологов и педагогов не останавливает большое количество родителей, стремящихся отдать в 1-й класс шестилеток. Правда в этом вопросе, как обычно, находится «где-то посередине»…

Шестилетки

По закону ваше чадо может отправиться в школу с 6 лет. Для этого требуется желание родителей и отсутствие противопоказаний к ранним школьным занятиям у ребенка. К таковым относятся физическая, психологическая или умственная неготовность (не путать с отсталостью!) к обучению в школе. Если ваше чадо посещает детский сад, то свое мнение о его готовности к школе выскажут специалисты ДДУ. Если он первые 6 лет находился дома, то родителям лучше обратиться за консультацией к психологам и педагогам.

Плюсы. Шестилетки отличаются живым умом и любознательностью и потому относятся к школе как к новому приключению. Они могут быстрее находить общий язык со сверстниками. Родители школьников-шестилеток довольно констатируют, что их дети получат аттестат о среднем образовании в 17 лет. И, соответственно, юноши-выпускники будут иметь больше возможностей попробовать свои силы на вступительных экзаменах в вузы, а не отправятся прямиком с выпускного в армию.

Минусы. Чаще всего первоклашкам-шестилеткам бывает очень сложно выдержать уроки. Они еще в силу возраста не обладают той усидчивостью, чтобы на протяжении 30-40 минут, сидя за партой, внимательно слушать учителя. Это может осложнить обучение и сделать более проблемной адаптацию ребенка, которому еще хочется больше прыгать и гулять. Такие дети чаще всего хуже воспринимают учебный материал, их успехи и интерес к урокам во многом зависят от родителей, бабушек или нянь.

Семилетки

Попадая в 1-й класс, составленный преимущественно из шестилеток, первоклассник, который готовится отпраздновать свой 8-й день рождения, выглядит переростком. «Детский коллектив бывает очень жесток», - рассуждают мамы первоклассников-семилеток, признавая свой главный страх: возможно, ребенку будет сложнее вписаться, если он окажется на год младше. Впрочем, справедливости ради отметим, что проблемы социализации в школе могут ожидать любого ребенка, вне зависимости от возраста.

Плюсы. Семилетки лучше подготовлены к школе, более усидчивы, у них лучше развита мелкая моторика. Учителя хвалят таких учеников, приводят их в пример. Нервная система к 7 годам гораздо более развита, чем в 6, и медицинских показаний для «отсрочки» у семилеток на порядок меньше. В конце концов, как рассуждают мамы и особенно бабушки, сознательно отправляющие деток в школу после 7 лет, «пусть у ребенка будет еще один год детства, ведь в школе у него уже будет больше обязанностей, а не прав».

Минусы. Ребенок в 7,5 лет к моменту поступления в 1-й класс может «перегореть». Может оказаться, что он уже давно умеет читать, писать, считать и рассуждать, и ему будет откровенно скучно на уроках, во время которых преподаватель объясняет менее «продвинутым» шестилеткам азы счета до 10. Одна из главных проблем семилеток заключается в том, где провести последний год перед школой. Часто бывает, что родители, спеша отдать ребенка в детский сад, не учитывают, что, оказавшись в старшей группе, он распрощается с друзьями, которые отправятся в школу, а сам будет еще год ждать - либо оставшись «на второй год» в старшей группе сада, либо проведя его дома. Подготовительные группы существуют в некоторых детсадах Минска, но далеко не во всех. Не исключено, что родители, которым будет объявлено о расформировании группы, в которую ходил ребенок и почти все выпускники которой отправились в школу, вынуждены будут менять не только детский коллектив, но также воспитателей и детский сад.

Преподаватели: шестилетки сильно уступают семилеткам

Большинство учителей начальных классов сходятся во мнении: лучше ребенка отдавать в 1-й класс после того, как ему исполнится 7 лет.

  • Многие родители рассуждают так: ребенок умеет читать, писать - пора в школу. И мало кто задумывается о психологическом аспекте, об особенностях восприятия мира шестилетним и семилетним ребенком. Они могут видеть одно и то же, но интерпретируют для себя вещи совершенно по-разному. Шестилетки в своей массе не готовы к школе как к работе. Школа - эта серьезная нагрузка на здоровье ребенка, и детки 6 лет ее с трудом выдерживают, чаще болеют.
  • Но какие-то преимущества у шестилеток есть?
  • Да. Они более шустрые и быстрее схватывают материал. Но они и быстрее его забывают. Чтобы усвоить что-то новое, шестилетке надо ежедневно это повторять. У семилетнего ребенка знания закрепляются с гораздо меньшими усилиями.

Психологи: все очень индивидуально

  • Нельзя однозначно сказать, в 6 или в 7 лет ребенок должен идти в школу. Все зависит от его личностных особенностей. Есть детки, которые и в 6 лет достаточно зрелые, а некоторые при внешне благополучных факторах совершенно не готовы к школе.
  • Какие факторы стоит учитывать?
  • В первую очередь физическое здоровье ребенка. Речь не только о диагнозах, которые имеет дошкольник в карточке. Если ребенок часто болел или родился недоношенным, вряд ли стоит рано отдавать его в школу. Бывает, что ребенок удачно справляется с нагрузкой в начальной школе, где с ним много занимается учитель, а реальные проблемы начинаются в 5-м классе, когда он оказывается не готов воспринимать и обрабатывать серьезный материал, а силы организма истощены к этому времени.

Второй важный фактор - психическое здоровье ребенка. Необходимо понять, умеет ли он слушать и слышать, насколько он усидчив, как относится к взрослым.

Еще один немаловажный аспект готовности ребенка к школе - социальный. Как ребенок строит отношения в коллективе, насколько он тревожен и стрессоустойчив? Это все очень важно.

  • Как же родителям объективно оценить готовность своего чада к школе?
  • Надо подойти к этому вопросу комплексно. Стоит посоветоваться с врачами и провести медицинское обследование ребенка. Ну а психологические и личностные особенности малыша родителям помогут рассмотреть психологи. Сейчас их достаточно много - и в детских садах, и в поликлиниках. Если вовремя займетесь этим вопросом, не ошибетесь с выбором того возраста, когда именно вашему ребенку лучше пойти в 1-й класс.
свернуть

Учебная зона первоклассника

К началу учебного года родителям будущего школьника следует подумать не только о школьной форме, но и о том, как организовать рабочее место для своего первоклашки, причем так, чтобы ему было комфортно заниматься здесь уроками и главное — чтобы эти занятия не принесли вред его здоровью.

    Вот самые часто задаваемые вопросы родителей первоклашек, ответы на которые помогут в организации рабочего места школьника.

1. Какой стол необходим первокласснику?

       Для первоклассника нужно особенно тщательно подойти к выбору письменного стола, ведь от габаритов и модели будет зависеть осанка ребенка, его зрение и, что не менее важно, желание учиться. Относительно размеров письменного стола существует несколько жестких правил:

— высота зависит от роста ребенка: первокласснику хватит 45-48 сантиметров. 

— глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 сантиметров, ширина — 120-160 сантиметров.

         Чтобы не менять стол школьника каждые два-три года, лучше отдать предпочтение трансформируемой модели. Специалисты советуют приобретать для компьютера, который тоже со временем обязательно появится в детской, отдельный стол — делать уроки перед монитором будет неудобно, так что для письма нужна отдельная поверхность. 

2. Где разместить письменный стол в детской?

        Лучше всего письменный стол поставить слева от окна, боком, или справа, но развернув к окну лицевой стороной. Первый вариант удобен тем, что ребенок меньше отвлекается на уличные события, а второй позволяет хорошо освещать рабочую поверхность в дневное время. Дизайнеры часто предлагают превратить в письменный стол весь подоконник. Это действительно отличный вариант для небольшой комнаты.

3. Какой стул выбрать для первоклассника?

       Важно выбрать подходящий стул, ведь от него зависит осанка ребенка. Стул не должен быть слишком высоким: ноги ребенка, согнутые под прямым углом, должны касаться пола, в то время как его спина – спинки стула. Лучше, если это будет удобное рабочее кресло с регулируемыми высотой сиденья и положением спинки, тогла можно будет регулировать высоту и положение стула с ростом ребенка. Сиденье не должно быть глубоким, чтобы во время занятий школьник не горбился и опирался на спинку. От крутящегося стула лучше отказаться и для данного возраста выбрать неподвижную модель.

4. Есть ли требования к мебели для школьника?

       Желательно, чтобы мебель для школьников была выполнена из натуральных материалов: стол лучше купить деревянный. Материал для обивки стула также лучше выбрать натуральный. При покупке мебели для школьника обязательно обращайте внимание на сертификат изделия: он должен соответствовать ГОСТу, разработанному для детской мебели. Пластиковая мебель, а также мебель из древесно-клеевых материалов с пропиткой небезопасны из-за возможных испарений вредных веществ.

5. Как создать идеальное освещение для учебы?

       Чтобы зрение ребенка не пострадало от занятий, лучше всего комбинировать источники света над рабочим столом. Оптимальной считается комбинация настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной.

       Классическая картина — ребенок, сидящий при одной только настольной лампе в темной комнате –  неправильный подход. Если все остальное пространство комнаты затемнено, контраст будет быстро утомлять глаза первоклассника, не приспособленных к таким нагрузкам, и способствовать ухудшению зрения.

6. Как помочь первокласснику организовать порядок за столом?

      Если в письменном столе отсутствуют выкатные ящики, то все необходимые  предметы нужно разместить в пределах доступности – не далее, чем на расстоянии вытянутой руки. Для этих целей могут служить тумбочки, полки и стеллажи, а также передвижные пластиковые контейнеры, расположенные под столом. Если стол расположен около стены без окна, то на ней можно разместить тканевой органайзер с большим количеством кармашков, в которых  поместятся канцелярские принадлежности и другие мелочи, необходимые ребенку во время учебного процесса. Также можно использовать корковые доски, к которым будут крепиться записки и всевозможные вещички.

7. Можно ли помочь ребенку запомнить распорядок дня?

      В жизни первоклассника многое меняется, главную роль получает распорядок дня. Купите пачку офисной бумаги, яркие маркеры или фломастеры и вместе с ребенком придумайте его первое расписание. Можно использовать готовые картинки или сделать их своими руками и повесить эту доску возле рабочего стола ребенка. Первый месяц такой распорядок дня поможет вашему ребенку привыкнуть к новым условиям жизни, а вам – избежать нервных объяснений и детских слез.

свернуть

"Готовность ребенка к школе. Что это такое?"

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой отражены уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

  1. Физиологическая готовность. Этот аспект означает, что ребенку необходимо быть готовым к обучению в школе физически, т.е. состояние его здоровья должно позволять успешно усваивать учебную программу. Физиологическая готовность подразумевает развитие моторики мелких мышц (пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, понимать важность соблюдения основных гигиенических норм (правильная поза за столом, осанка и т.п.) и выполнять их.
  2. Интеллектуальная готовность. К первому классу ребенок должен иметь запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже); уметь ориентироваться в пространстве, т.е. знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и т.д. Развитие памяти, речи, мышления должно соответствовать возрасту.
  3. Личностная и социальная готовность. Ребенок должен быть коммуникабельным, т.е. уметь общаться со сверстниками и взрослыми. В общении не должна проявляться агрессия, а при ссоре с другим ребенком, наоборот, должно проявляться умение выйти из проблемной ситуации. Признание авторитета взрослых – основной признак социальной готовности к школе. Ребенок должен понимать, что хорошо, а что плохо, адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников.
  4. Эмоционально-волевая готовность. Это понимание ребенком, почему он идет в школу, наличие интереса к учению и получению новых знаний; способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
  5. Познавательная готовность. Будущий первоклассник должен стремиться к получению новых знаний, т.е. быть любознателен.

Использованная литература

Карпинская, Л.А. Психолого-физиологические особенности детей шестилетнего возраста / Л.А.Карпинская // Пачатковае навучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа. – 2015. – №6. – С.64-68.

свернуть

10 советов родителям будущих первоклассников