Страничка музыкального руководителя

Консультация: "Влияние музыки на интеллектуальную готовность к школе"

Очень часто возникает ситуация, когда ребенок умеет читать, писать, но оказывается интеллектуально совсем не готовым к обучению в школе. Всё дело в том, что интеллектуальная готовность предполагает, прежде всего, развитие познавательных процессов и наличие кругозора.

 К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, мышление, память, речь, воображение. К тому же ребенок должен уметь обобщать, сравнивать предметы, выделять существенные признаки, делать выводы. Простым и в тоже время эффективным средством развития вышеперечисленных способностей является музыка.

В.А. Сухомлинский утверждал, что музыка – могучий источник мысли, без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Благотворное влияние музыки на общее развитие человека известно еще с древности. Пифагор утверждал, что «этот мир основан посредством музыки и может управляться ею». Исследования последних лет в области физиологии мозга доказывают, что музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает работоспособность и умственную активность.

Остановимся подробнее на видах музыкальной деятельности и их влиянии на интеллектуальное развитие ребенка.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, ее красоте. А речь, как известно, является материальной основой мышления. Заучивание текстов совершенствует память. Благодаря разнообразной тематике песен, развиваются познавательные способности. Процесс обучения пению требует от ребенка большой активности и умственного напряжения.

В музыкально-ритмической деятельности ребенок, следя за развитием художественного образа, внимательно слушает произведение. Чем сложнее и объемнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение. Важно и то, что, нормализуя мышечный тонус, танцы улучшают взаимодействие между полушариями мозга. Благодаря этому стимулируется развитие таких психических процессов как восприятие, внимание, память и мышление

 

Подготовил: музыкальный руководитель Фоминых Г.А.

свернуть

Консультация: "Музыка в общении с ребенком"

Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно иметь музыкальное образование, чтобы регулярно отправляться с вашим малышом в удивительный мир гармонии звуков.

Советы для родителей

  • Создайте фонотеку из записей классики, детских песенок, музыки из мультфильмов, плясовых, маршевых мелодий и др. Сейчас выпускается много музыкальных записей импровизационно-романтического характера. Такую музыку можно слушать специально, включать на тихой громкости при чтении сказок, сопровождать ею рисование, лепку, процесс укладывания малыша спать и др.
  • Организуйте домашний оркестр из детских музыкальных инструментов, звучащих покупных и самодельных игрушек и сопровождайте подыгрыванием на них записи детских песен, различных танцевальных и маршевых мелодий. Такой аккомпанемент украсит и собственное исполнение песен, кроме того, можно сопровождать его показывая театр на фланелеграфе.
  • Чтение стихов, сказочных историй также может сопровождаться подыгрыванием на музыкальных инструментах.
  • Развивать тембровый и ритмический слух ребенка можно с помощью игр и загадок с включением в них детских музыкальных инструментов.
  • Все дети очень подвижны, и если поощрять их двигательные импровизации под музыку, то таких детей будут отличать координированность и грациозность движений.
  • Инсценирование – еще один вид совместной деятельности. Инсценировать можно не только песни, но и стихи, даже некоторые картины, что, безусловно, развивает фантазию детей. Различные звукоподражания, производимые в процессе чтения сказок, а также песенные импровизации, передающие то или иное состояние или на заданный текст, вызывают у детей большой интерес и активно развивают их творческое начало.
  • Совместные походы на детские спектакли, концерты обогатят впечатления ребенка, позволят расширить спектр домашнего музицирования.
  • Бывая на природе, прислушивайтесь вместе с ребенком к песенке ручейка, шуму листвы, пению птиц. Вокруг нас звучащий мир, не упустите возможность познать его богатства для гармоничного развития вашего малыша.

Музыкальные занятия стимулируют развитие ряда структур мозга, развивают пространственное мышление у ребёнка, а также активно развивают математические и лингвистические способности.

В современном мире, таком сложном, многообразном и постоянно меняющемся, очень важно уметь творчески подходить к любой проблеме. Только творческая личность способна разрешить сложные ситуации в тех случаях, когда они не имеют логического решения. По своей удивительной способности развивать в человеке творческое начало, первенство принадлежит, безусловно, музыке. На занятиях музыкой постепенно, шаг за шагом, формируется творческая личность вашего ребёнка, который в дальнейшем будет способен пересмотреть сложившиеся стереотипы и найти смелые и нестандартные решения.

 

Использовался материал:

Музыкального руководителя И.М.Гирель.

 

свернуть

Консультация: "Музыкальное воспитание в детском саду"

Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Музыка, в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Постепенно, в процессе овладения различными видами музыкальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество), необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков, развивать общие и специальные музыкальные способности, склонность к определенным видам деятельности.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Развивать музыкальные и творческие способности детей с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности – основная задача музыкального воспитания.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана и с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

С помощью пения, игры на музыкальных инструментах, можно развить другую музыкальную способность – умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание. Это влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма, (третья музыкальная способность), формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее характера. Эти занятия также важны для общего развития ребенка, так как требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти. В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основной задачей программы по музыкальному воспитанию является развитие музыкальности. В понятие «музыкальность» объединяются музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности. Театрализованная деятельность требует проявления всех музыкальных способностей ребенка. В восприятии музыки наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, которая составляет основу развития музыкальности. Без развитого восприятия исполнительская деятельность детей сводится к подражанию и не выполняет развивающей функции. Для активизации процесса восприятия используют на музыкальных занятиях прием сравнения. Прием контрастного сопоставления музыкальных произведений обостряет слуховое внимание, заинтересовывает детей. Так же целесообразно использовать перед прослушиванием музыкальных произведений чтение стихов, которые созвучны ему по настроению. Такие небольшие творческие задания развивают воображение ребенка, способствуют развитию его образного мышления, развивают умение сформулировать и обосновать свой выбор. Детям очень нравятся такие задания, и они с удовольствием выполняют их. На начальном этапе работы над спектаклем дети прослушивают весь музыкальный репертуар, затем проводится беседа о характере героев. Такой анализ приучает детей внимательно слушать музыку, учит музыкальному воображению. Способность различия и воспроизведения мелодии по слуху (музыкально-слуховые представления) развивается, прежде всего, в пении.

В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Так же в пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как любимые песни он может исполнить в любое время по своему желанию. Развитие музыкальных способностей является одной из задач певческой деятельности. Овладение пением у детей происходит постепенно. На музыкальных занятиях с детьми используются певческие упражнения, направленные на развитие певческих навыков: дикции и артикуляции, певческого дыхания, звукообразования, расширения диапазона голоса, звуковедения, чистоты интонирования.

На музыкальных занятиях мы изучаем особенности каждого ребенка, отмечаем детей, чисто интонирующих мелодию, пропевающих музыкальную фразу до конца. Так же возможно использование элементов логоритмики: это упражнения для развития координации слова с движением, для развития речевых и мимических движений, для развития мелкой мускулатуры пальцев рук. В музыкальных, кукольных спектаклях, инсценировках и драматизациях пение является одним из основных видов музыкальной деятельности. Пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние героя, которое отражено в песне. Беседе об эмоционально-образном содержании песни помогает настроить ребят на выразительное ее исполнение.

При распределении ролей в спектакле учитываются способности, желание ребенка, его голосовые данные. Есть спектакли, в которых принимает участие вся группа детей. Яркая образность мелодий, юмор, участие всего детского коллектива, создают желание петь даже самых застенчивых и малоактивных детей. Работа над спектаклями способствует развитию эмоций, речи, движений. При этом создается творческая атмосфера, способствующая тому, что голоса детей постепенно приобретают естественное звучание, в них появляется певучесть и звонкость.

Основу эмоциональной отзывчивости на музыку составляет и чувство ритма. Музыкальный ритм позволяет передавать в движениях изменения в настроении музыки. Для развития этой музыкальной способности на музыкальных занятиях используются музыкально-ритмические движения: хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног, и т. д. Углубить восприятие и понимание музыкального произведения, сформировать музыкально-ритмические двигательные навыки помогает музыкальная игра. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей; формирует ритмичность движений, их координацию, пространственную ориентацию. Упражнения, выполненные под музыку, способствуют так же общей коррекции движения путем мышечного расслабления, увеличения объема произвольных движений.

В спектакле содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. В процессе работы над спектаклем дети учатся воспринимать развитие музыкальных образов и выражать их в движениях, согласовывать движения с характером музыки (например, злой волк, веселый Петрушка, хитрая лиса и т.д.) В процессе работы над спектаклем, ребята слушают музыку, поют, двигаются, что делает их восприятие активным, усиливает интерес к музыке, совершенствует артистические навыки детей, навыки хорового и сольного пения, умение внимательно слушать музыку и в движении передать ее характер и характер персонажей спектакля.

Встреча с хорошей музыкой – всегда праздник. Чем раньше ребенок соприкоснется с ее лучшими образцами, тем ярче будут его впечатления. Как сделать, чтобы музыка вызывала отклик, заинтересовала малыша, была понятна ему? В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении близких ему людей, семья способна развить его эстетические чувства. Если вы просто напеваете малышу, он уже приобщается к музыкальному искусству, пусть и несовершенному. К тому же вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

В последнее время потеряна такая семейная традиция, как домашнее музицирование с детьми, утрачена привычка петь дома хором. А жаль! Такие первые ростки становления музыкальной культуры в семье укрепляют отношения с детьми. Спойте колыбельную, когда укладываете спать малыша, вы можете заменить слова песни другими, называя его любимые игрушки. В результате общения с музыкой ребенку передаются ее настроения и чувства: радость и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.

Учите детей слушать музыку, вызывайте у них желание петь, танцевать, играть. Если музыка войдет в ваш дом, жизнь в нем станет светлее и радостнее. Тем самым вы приблизите ребенка к истокам творчества, к пониманию красоты в музыке. Быть может, природа одарила ваше дитя способностями, о которых вы и не догадывались. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни они выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются; у других позже, труднее. Способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте у большинства детей проявляется лишь к пяти годам. Но если способности не проявляются рано, это не говорит об их отсутствии. Большое значение имеет окружение, в котором растет малыш. Раннее проявление способностей наблюдается именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления. Одни дети способны развить высокого уровня музыкального развития, другие более скромного. Важно, чтобы дети с раннего детства учились относиться к музыке не только, как к средству увеселения, но и как к важнейшему явлению духовной культуры. Не каждый малыш получает музыкальное образование в раннем возрасте.

Не следует «тянуть» ребенка в музыку. Однако научить его чувствовать и понимать ее можно и без этого: нужно вместе с малышом музыку слушать. Это развивает в нем музыкальный слух, чувство прекрасного.

 

Подготовил: музыкальный руководитель Фоминых Г.А.

свернуть

Консультация: "Музыкотерапия"

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений работы с детьми. Она способствует коррекции их психофизического здоровья в процессе их жизнедеятельности.

Различают формы музыкотерапии:

- активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий);

- пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

- музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

- вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло. Выражение «чарующий голос» очень актуально в настоящее время, так как умение выразительно произносить слова стало настоящим искусством.

На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.

Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:

- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;

- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;

- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.

 

Музыкальные произведения, рекомендуемых для проведения музыкотерапии

 

♪ Музыка для свободной деятельности детей

Брамс И. «Вальс»

Вивальди А. «Времена года»

Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»

Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»

Чайковский П. «Детский альбом», «Времена года», «Щелкунчик» (отрывки из балета)

Шопен Ф. «Вальсы»

Штраус И. «Вальсы»

♪ Детские песни

«Антошка» (Ю.Энтин, В.Шаинский)

«Бу-ра-ти-но» (Ю.Энтин, А.Рыбников)

«Будьте добры» (А.Санин, А.Флярковский)

«Веселые путешественники» (С.Михалков, М.Старокадомский)

«Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В.Шаинский)

«Где водятся волшебники» «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора» Ю.Энтин, М.Минков)

«Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда» М.Пляцковский, Б.Савельев)

«Колокола», «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения электроника», Ю.Энтин, Г.Гладков)

«Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М.Пляцковский, Б.Савельев)

«Песенка Бременских музыкантов» (Ю.Энтин, Г.Гладков)

«Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» Ю.Энтин, Е.Крылатов)

«Танец маленьких утят» (французская народная песня)

♪ Музыка для релаксации

Альбиони Т. «Адажио»

Бетховен Л.»Лунная соната»

Глюк К. «Мелодия»

Григ Э. «Песня Сольвейг»

Дебюсси К. «Лунный свет»

 

 

Подготовил: музыкальный руководитель Фоминых Г.А.

свернуть

Консультация: "Пение и песенное творчество"

Уважаемые родители! Поговорим с вами о том, что можно исполнять (петь) вместе с детьми.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие малыша: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Самый доступный вид музыкальной деятельности дома – пение.

Пение – основной вид музыкальной деятельности детей. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, развивается музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, пение позволяет выразить чувства, объединяет малыша и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Одно из главных составляющих музыкальности - эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество. Так же пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению.

Пение для детей от года до трёх лет должно быть простым по мелодии, понятным по содержанию и отражающим окружающий мир. Это могут быть песни о любимых малышом следует неторопливо с хорошей дикцией. Можно вставить элементы звукоподражания, чтобы вызвать у ребёнка эмоциональный отклик. Большое значение для детей имеют колыбельные песни. Когда малыш ещё не умеет говорить и не понимает слов, он успокаивается, слушая колыбельную.

Пойте детям перед сном, на любой удобный для вас мотив. Пусть дети тоже выучат колыбельные песенки и поют их своим куклам. Очень важно, чтобы ребёнок спел чисто уже первый звук песни. Чтобы помочь малышу лучше слышать свой голос, предложите ему несколько заданий: петь, закрыв одно или оба уха ладошками, с закрытым ртом, в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика. Петь с ребёнком желательно каждый день, но непродолжительное время, не утомив ребёнка. Чтобы научить ребёнка петь не требуется больших усилий, нужно лишь любовь и желание. Главный принцип в работе с детьми – создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощено и радостно. Руководствуйтесь этими принципами и дома.

Пусть ваши занятия проходят в непринуждённой, весёлой и игровой форме. И тогда, услышав однажды, как ваш малыш распевает песни, вы испытаете настоящую родительскую гордость и поймёте, насколько он талантлив, музыкален и способен к обучению. Наверное, вы замечали, что мамы, горячо любящие своего ребёнка, частенько, занимаясь малышом или даже обычной домашней работой, напевают. У таких мам, как правило, дети вырастают поющими. Возьмите этот пример себе на заметку. Пойте или просто напевайте какую-нибудь мелодию, занимаясь домашними делами, тем самым создавая добрую ауру тепла и уюта.

Однажды ваш ребёнок начнёт подражать вам или даже будет петь вместе с вами. Не волнуйтесь, если этот момент наступит не сразу. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку (если возможно, в вокальном и инструментальном варианте), прежде чем сам начнёт её петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным и своим собственным – неуверенным и полным ошибок исполнением. Когда ребёнок начинает петь – обласкайте его.

Рекомендую подбирать песни, в которых есть красивые и осмысленные слова и красивая музыка, удачное сочетание музыки и слов. Более подходящие для этого народные песни, детские песни из мультфильмов и кинофильмов, русские романсы. Пойте со словами и без слов, не забывайте, что слова есть всего лишь дополнение к музыке. Надо, чтобы ребёнок слышал, как вы поёте без слов – это очень важно. Не требуйте от ребёнка, чтобы он пел громко. Громкость – не главное.

У детей в возрасте до 12 лет голосовые связки тонкие и слабые, поэтому развивать и тренировать их нужно постепенно. Этого дети не знают и стремятся выделиться за счёт громкости, что может привести к потере голоса. Важно, чтобы ребёнок понял, что музыка исходит от живого человека, а не из громкоговорителя. Одна из частых ошибок родителей – резкие упрёки и насмешки. Например, «ты неправильно открываешь рот, проговаривай звуки чётко, ты совсем не попадаешь в ноты, не шепелявь». Родители, которые думают, что их «наставления» пойдут ребёнку на пользу, и он сразу начнёт к ним прислушиваться, ошибаются. Такие советы никак не помогут малышу развивать мелодичность голоса. Более того, они могут просто – на просто отбить желание петь. Поощряйте любое проявление песенного творчества малыша, сочиняйте песенки и пойте вместе с ним.

Рекомендаций по приобщению детей к пению:

1. Петь громко - не значит хорошо. Тут несколько слов об особенностях голосового аппарата ребенка. Это инструмент нежный и хрупкий. Воздух превращается в звук, проходя через связки гортани. Связки прикрепляются к краям гортани мышцами, и их формирование происходит с раннего детства до 12 лет. Таким образом, до 12 лет дети поют за счет тонких и слабых голосовых связок, которые легко перенапрячь («сорвать»). Поэтому маленьким детям нельзя петь громко, особенно на улице в холодную или сырую погоду. Есть примеры, когда «сорвав» голос в раннем детстве, мы уже не можем петь всю жизнь.

2. При совместном пении не заглушайте голос ребенка. Очень хорошо, когда в семье входит в традицию совместное пение. В интересах ребенка пойте детские песенки известные ему. Старайтесь при этом не заглушать голос малыша. Напротив, пусть в этих песнях малыш солирует, а вы ему тихонько подпеваете.

3. Не высмеиваете и не ругайте, если он поет фальшиво. Это очень важно, поскольку маленький ребенок не уверен в своих силах, и не одобрение взрослых может надолго лишить его желание петь. Это, конечно, не значит, что нельзя поправит пение ребенка или сделать ему замечание. Следите, чтобы при пении голос малыша совпадал с вашим голосом или со звучанием музыкального инструмента, на котором вы играете мелодию песни.

4. Используете куклы и рисунки. Малыши мыслят конкретными, реальными образами. Поэтому научить их петь выразительно могут помочь доступные примеры из жизни. Скажем, вы хотите выучить с ребенком песню «Зайка», где запев поется медленно, а припев быстро. Возьмите куклу – зайку и сопровождайте исполнение песни его движениями.  Во время запева кукла движется так же медленно, как и музыка, а во время припева- прыгает.  Можно использовать при разучивании песни и иллюстрации. Например, когда вы разучиваете новогоднюю песенку -  перед ребенком лежит рисунок Деда – Мороза, Снегурочки или просто зимний пейзаж. Песенки о конях, петушке или лисе -  изображения этих животных. Иллюстрации помогают маленьким певцам сосредоточить внимание, войти в образ песни.  Приобщению детей к пению также помогают игры.

Игра: «Кто первый запоет?»

В эту игру хорошо играть вдвоем с братом, сестрой или другим ребенком, пришедшим к вам в гости. Взрослый начинает напевать без слов мелодию известной детям песни. Кто первый узнает песню, тот получает (например, поощрительный приз).

Стремитесь воспитывать у детей любовь и интерес к музыке, к песенному творчеству. Ваши дети не вырастут чёрствыми и равнодушными людьми, приобщившись к музыкальному творчеству с детства!

 

 

Подготовил музыкальный руководитель Фоминых Г.А.

свернуть

Консультация: «Здоровье лечит соловей»

Дошкольный возраст считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что в свою очередь, создает условия для активного развития интеллектуальных способностей дошкольника.

Проблему укрепления и профилактики здоровья воспитанников учреждений дошкольного образования позволяют решить средства музыки. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние давно известно. Вместе с тем эти возможности в современных социальных условиях используются не всегда эффективно.

Многолетний опыт музыкальных руководителей, учителей музыки показывает, что музыка психологически раскрепощает ребёнка, воспитывает его чувства, формирует вкусы, обогащает его эмоциональный мир, совершенствует мышление. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и жизни. Следовательно, музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на его общее развитие.

Всем известно могущество музыкального ритма. Согласимся с мнением выдающихся музыкальных деятелей, что ритм пронизывает всю жизнь человека. Наши органы кровообращения, дыхания, система обмена веществ функционируют в определенном ритме. И когда мы заболеваем, это означает, что нарушен ритм нашей жизнедеятельности.

Пение – один из наиболее эффективных видов комплексной терапии. Известно, что оно тесно связано с дыханием. Люди, которые занимаются вокалом, легче переносят ОРЗ и бронхолегочные заболевания. Педагоги не случайно включают в свои занятия распевание, оказывающее благоприятное воздействие на голосовой аппарат и весь организм в целом.

Поскольку голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент, с которым нужно бережно обращаться, то музыкальные руководители, добиваясь красивого и выразительного пения, особое значение придают заданиям по артикуляции и дикции. При помощи логопедических попевок можно скорректировать определённые дефекты речи у ребёнка. Следовательно, необходимым условием преодоления речевых нарушений у ребёнка становится сотрудничество музыканта с учителем-дефектологом и педагогом-психологом учреждения образования.

Также при сочетании слов и музыки происходит развитие и коррекция двигательной сферы. Здесь уместно обратиться к сотрудничеству музыкального руководителя и руководителя физического воспитания.

На всех этапах развития ребёнка необходима поддержка и понимание со стороны родителей, которая обеспечивает психологическую комфортность и общее духовное становление детей. Проводимые праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия стали привлекательным местом семейного отдыха.

 В учреждении дошкольного образования используются разные формы оздоровления.  Например:

  1. Ритмопластика.

Система физических упражнений, имеющих целью всестороннее гармоническое развитие тела. Ритмопластика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим у ребёнка внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, развивает музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, способность к импровизации в движении под музыку, ощущение свободного и сознательного владения телом.

Основу ритмопластики составляют простые, но вместе с тем разнообразные движения (танцевальные, имитационные, общеразвивающие и др.), позволяющие выразить различные по характеру эмоциональные состояния, сюжеты, образы.

  1. Динамические паузы (во время занятий – 2–5 мин., по мере утомляемости детей).

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Динамическая пауза (дети имитируют движения).

«Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

 Два – красиво покружилась,

 Три – нагнулась и присела,

 На четыре – полетела».

  1. Релаксация.

В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

  1. Гимнастика пальчиковая.

Комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук. Дети, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, быстрее учатся писать, лучше говорят, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, скорее успокаиваются после стрессов. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

  • Перед игрой с ребёнком обсудите её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить ребенка к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
  • Выполняйте упражнение вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
  • На начальном этапе разучивания игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением, пропевая текст вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
  • Начиная с нескольких упражнения, постепенно добавляйте новые. Наиболее понравившиеся игры исполнять чаще по желанию ребёнка.

 

«ПАУЧОК»

 Паучок ходил по ветке, а за ним ходили детки. Руки скрещены; пальцы каждой руки "бегут" по предплечью, а затем по плечу другой руки. (1)

 Дождик с неба вдруг полил, паучков на землю смыл.

 Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).(2)

 Солнце стало пригревать, паучок ползёт опять. 

 Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, 

 пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит). (3)

 А за ним ползут все детки, чтобы погулять на ветке.

 Действия аналогичны первоначальным. (1)

 

  1. Фольклорная арт-терапия.

Народный песенный фольклор – это естественная система арт-терапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для народных танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов.

  1. Логоритмика.

Система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции, двигательной активности. Музыка не просто сопровождает движение и речь, а является их организующим началом. Музыка может задавать определённый ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.

Сегодня много говорится о том, что учреждения дошкольного образования должны создавать такие условия, которые будут направлены на обеспечение здоровья детей. Поэтому педагоги стараются вводить в образовательный процесс новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, формировать у ребёнка стремление сохранить собственное здоровье, а процесс музыкального воспитания сделать интересным и увлекательным

  1. 7. Артикуляционная гимнастика.

В последнее время мы можем часто наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь своему ребёнку справиться с этими трудностями с помощью артикуляционной гимнастики. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции.

Артикуляционные гимнастики способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, развивают память, запоминание, внимание, развивают чувство ритма, учат имитации движений. Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная взрослый выполняет движения за ребёнком) и активная (ребёнок самостоятельно выполняет упражнения). Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участие голоса. Выполняется гимнастика сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

«Маляр» – расслабленным языком в виде лопатки проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

Артикуляционная гимнастика

Музыкальное сопровождение

Для жевательных мышц

«Песенка Чебурашки»

Для губ

«Песенка Мамонтенка»

Для языка и губ

«Улыбка», «Крылатые качели»

Для свистящих звуков

«Колыбельная Медведицы»

Для шипящих звуков

«Голубой вагон»

Для звука «Л»

«Чунга -Чанга»

Для звука «Р»

«Лесной олень»

 

Источник:

1.Интернетресурс: http://a2b2.ru/methods/30874_muzyka__i__zdorove_detey/

2. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. - М.: 2009. 196 с.

 

Подготовил: музыкальный руководитель Фоминых Г.А.

свернуть

Консультация "Белорусское народное музыкальное творчество как явление культуры"

  Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как важнейший фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам. Зародившись во времена глубокой древности, пройдя многовековой путь развития, фольклор стал своеобразной устной, живой, говорящей летописью о далеком историческом прошлом и в то же время звучным голосом современности. Слово «фольклор» состоит из двух слов: «фольк»(folk) – народ и «лор»(lore) – знание, мудрость; в переводе на русский язык оно обозначает «народное знание», «народная мудрость». Фольклор – творчество, создаваемое народом и для народа.

     Народное музыкальное творчество (фольклор) является отражением жизни и быта белорусского народа, опорой национального стиля. Основные ветви белорусского фольклора – это музыка вокальная (народные песни) и инструментальная (народные танцы – польки, хороводы и т.д.).

Похожее изображение

Народные песни Основные черты:

коллективность, передача «из уст в уста», анонимность, небольшой диапазон мелодии, отсутствие увелич. и уменьш. интервалов. Диатонические лады – натуральный мажор или минор. Умеренные темпы. Разнообразие метрических размеров (смешанные, сложные). 2 Виды народного пения: – одноголосное и многоголосное.

Обряды и обычаи белорусского народа являются отражением мироощущения человека того времени, его стремления выразить определенную идею, чувство. По своим функциям их можно разделить на календарные, семейные и общественные.

Календарно-обрядовые песни.

    Классификация этих песен связана с порами года, сезонными аграрными циклами, трудовой деятельностью человека.

    Коляды 24 декабря – 06 января Обходы дворов колядовщиками, колядные гадания, хождение со «звездой», ритуальные образы «козы», колядные игры. Музыка для величания, воспевание трудолюбия хозяев дома. Радостный характер, элементы театрализации. Одноголосная манера исполнения. Мажорное наклонение, затягивание последних слогов.

   Масленица - последняя неделя февраля Символическое сжигание чучела зимы, катание на качелях, с ледяных горок, закапывание молодых в снег. Узкий объем песенных интонаций. В основе – короткие мелодические фразы. Преобладание мажора. Закликание весны 1, 9, 25 марта Выпечка «жаворонков», пирожков, подбрасывание их вверх. Сжигание на взгорках старых вещей. Зазывание весны с крыш, возвышенностей. Основа песен – заклики, повторы нескольких коротких попевок, одноголосное исполнение. Наличие протяжных выкриков.

    Троица  -конец апреля, мая Шествие у околиц деревни, украшение домов зеленью, цветами. Собирание трав, плетение венков. Тексты песен с заклинаниями на будущий урожай. Схожесть с манерой пения на закликание весны.

   Купалье ночь с 6 на7 июля Ритуальные «очищающие» прыжки через костер, скатывание зажженных колес в воду, купания. Собирания трав, поиски «папараць-кветки», гадание на венках. Персонажи Купалы, Купалинки, «старога дзеда». Многоголосное унисонное исполнение песен, эффекты эха, глиссандо в окончаниях, свободные напевы, неповторные цезуры.

      Жатва конец августа – начало сентября Зажинки – поклонение первому снопу. Жатва. Дожинки – дожинковый венок, толока. 3 группы песен –«зажиночные», трудовые; жнивные (исполнялись на поле во время жатвы); обрядовые «дожиночные». Напряженность звучания, развитие одного мелодического зерна, ритмическая свобода.

    Чуды - октябрь, ноябрь Яровое и овсяное жниво, уборка льна, гречки, картофеля, сбор осенних ягод, грибов. Обход дворов «на Чуды». Отражение в песнях связи землероба с завершающим этапом его деятельности. Лирические, шуточные песни. Преобладание минорных ладов.

                                  Семейно-обрядовый фольклор

     Семейные обряды и обычаи – это отражение главных событий в жизни человека – рождение, вступление в брак, смерть. Песни этого типа следуют таким же принципам и классифицируются как: песни на крестины, к свадебному обряду и на похороны. Крестины: смысл обряда – величание новорожденного по случаю присвоения ему имени, присоединение ребенка к семье. Главные персонажи – отец, мать, ребенок, названные родители, «бабка»-повитуха. Песни лирические, шуточные – кумовьям, родителям, ребенку. Свадебный обряд: разделяется на несколько этапов — обряжение жениха и невесты, выкуп невесты, свадебный бал с пожеланиями молодым, прощание невесты с родительским домом, встреча молодых в доме жениха.

   Свадебные песни содержат несколько образов – праздничная «веселая», жалостливая «обидчивая», драматическая, шуточная. Похороны: этот обряд противоположен кристинам и свадебному обрядам. В музыке отражена человеческая скорбь, оплакивание умершего. Эмоциональное напряжение выражено в волнообразном движении мелодии со звучащими внезапными вскриками, глухими рыданиями. Необрядовые песни. Это песни, которые не сопровождали определенные обряды, звучали на вечерках, беседах. Основное назначение такой песни – выражение разнообразных эмоций и переживаний народа. Жанры необрядовых песен – детские, колыбельные, сатирические, застольные, танцевальные, считалки, батрацкие, рекрутские, солдатские, социального протеста.

Народная инструментальная музыка

   Народная инструментальная музыка – это неотъемлимая и важнейшая часть народного художественного наследия. Она сопровождала календарно-земледельческие обряды, семейные праздники и народные обычаи. Эта музыка звучала в исполнении на белорусских народных инструментах – гармоники, цимбал, жалейки, дуды, свирели, бубна. Все эти национальные инструменты передают неповторимость и исключительность инструментальной музыки Беларуси. Основные жанры: • сигналы • наиболее древний пласт музыки, к нему относятся колокола, трубы; • свирельные наигрыши; • танцы • польки и т. п.

Картинки по запросу картинка народные песни

свернуть

Консультация "Насколько важно заниматься пением дома?"

- Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, память ребёнка, позволяет малышу выразить чувства, объединяет ребёнка и взрослого общим настроением, помогает глубже воспринимать музыку. Кроме этого, пение является прекрасной формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует правильному произношению. При регулярном разучивании песенок дети подпевают лёгкие песенки в двух - трёхлетнем возрасте, а к пяти годам будут помнить - узнавать и подпевать - около 50 песенок.
- Могут ли родители помочь малышу петь чисто?
- Сначала взрослый должен выучить песенку сам. Надо пропеть несколько раз под фонограмму, затем пропеть следом за записью по Фразам, останавливая кассету в конце каждой фразы. Желательно, чтобы взрослый проиграл несколько раз эту песенку на синтезаторе или другом инструменте, пропевая мелодию нотами, потом словами. Разучивать песенку можно в присутствии ребёнка. 
За несколько дней до разучивания песенки с ребёнком взрослый знакомит малыша с ней, напевая её как бы для себя, используя для продления подвижной игры, рассказывая сказку. Песенки разучиваются в порядке возрастающей трудности, с учётом желания ребёнка. 
Во время разучивания песенки взрослому следует сидеть на низком стуле напротив ребёнка так, чтобы лица были на одной высоте. Ребёнок может сидеть или стоять (в этом положении петь легче, голос лучше звучит). Чтобы малыш чувствовал себя уверенно, свободно, дайте ему в руки куклу или игрушку, возьмите за руку. 
Очень важно, чтобы ребёнок чисто спел первый звук песенки. Можно сначала попеть один слог на этом первом звуке. Пение на один слог особенно важно для плохо говорящих детей, но и для детей постарше оно очень полезно. Удобно петь на слоги: "ма", "му", "ду", "ля", "та" и др. После нескольких попыток ребёнок обычно подстраивается голосом к первому звуку. Если ребёнок не может подстроиться голосом к ноте, подскажите, что надо петь "тоньше" или "толще", сыграйте эту ноту на инструменте, покажите, как спел он, а затем - как надо спеть. Важно помочь ребёнку лучше слышать свой голос. Предложите ему несколько заданий. 
1. Петь, закрыв одно или оба уха ладонями. 
2. Петь с закрытым ртом. 
3. Петь в микрофон, чтобы слышать свой голос из динамика.
Хорошей подготовкой к пению будет разучивание текста тоненьким, "кукольным" голосом, а также звукоподражание: писк цыплят, мяуканье котят и т.п. Разучивая песенку, взрослый должен показывать, как надо петь. Взрослый должен петь очень медленно, отделяя один слог от другого, и подсказывать малышу: "Пой тоньше, как куколка" или "Пой толстым голоском".
- Как часто надо петь с детьми? - Пением песенок следует заниматься ежедневно, но непродолжительное время, не утомляя ребёнка. Успех приходит в результате систематических упражнений. С детьми следует проводить игры, в которых дети поют уже разученные песенки. Особенно активно ребёнок поёт в том случае, когда после определённых слов песенки кукла или игрушка "выполняет" какие-либо действия, например, появляется и убегает зайка ("В огороде заинька"), кукла ложится спать ("Гули - гули"), цыплята клюют зёрнышки ("Цыплята") и т.п.. 
Ваш искренний интерес к музыке, пению обязательно передастся и вашему малышу. Совместное домашнее музицирование доставит вам минуты радости, а музыкальные успехи и творческие достижения вашего малыша будут для вас заслуженной наградой.
 
 
Источник: http://ddu522.minsk.edu.by/ 
свернуть

Консультация "Как слушать музыку с ребенком?"

Как долго?
Внимание ребенка 3-4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течении 1-2,5 минут, а с небольшими перерывами в звучании между пьесами – в течении 5-7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния. 
Как? 
Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя. 
Когда? 
Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего – после завтрака или дневного сна.
Вторая кассета для детей составляется из песен, которые они поют на музыкальных занятиях. Если сделать запись в середине января, получится 6-7 песен. Одну и ту же песню запишите дважды: первый раз в исполнении только музыкального руководителя или вместе с детьми, второй раз – запись «минус один», т.е. только музыкальный аккомпанемент. Таким образом, ребенок получает возможность послушать песню и петь так, как ему захочется: в ансамбле (первый вариант), либо самостоятельно (второй вариант). 
Необходимо, чтобы взрослые терпеливо и бережно поддерживали интересы ребенка к «его кассетам».
Слушать записи песен и подпевать ребенок может стоя, сидя, играя. Родители говорят, что дети, подпевая, часто усаживают в ряд свои игрушки (кукол, мишек) или рассматривают книги.
В начале апреля на кассеты записывают песни, которые дети пели с января. Родителям надо сохранять эти записи, не стирать их. Дети и в следующем году часто просят послушать свои песни.
Родители на детских утренниках – не только гости, но и участники. Дети приглашают их на парную пляску, вместе с ребятами они поют песни, участвуют в играх, а весной уже можно ставить маленькие инсценировки с участием не только ребенка, но и его родителей. В этом случае музыкальный руководитель уже проводит индивидуальные репетиции отдельно с каждым из родителей в удобное для него время, причем в отсутствие детей. Взрослых необходимо научить читать выразительно текст, разыгрывать сценку.

 

Источник: http://ddu522.minsk.edu.by/ 

свернуть

Консультация «Музыкотерапия дома»

Уважаемые родители, давайте с вами разберемся в том, что же такое музыкотерапия? Как с помощью нее можно повлиять на эмоциональное самочувствие ребенка?

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинские корни и в переводе означает «лечение музыкой».

Музыкотерапия дает возможность разрешить ряд проблем: преодолеть психологическую защиту детей – активизировать или наоборот успокоить, установить связь между взрослым и ребенком, может совершенствовать коммуникативные и креативные способности ребенка, заинтересовать, занять его интересным делом – пением, музыкальными играми, плясками, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.

Звучание различных музыкальных инструментов по – разному оказывают влияние на организм человека:

  • Звучание ударных инструментов дает уверенности в будущем, ощущение устойчивости, может физически взбодрить и придать человеку силы.
  • Духовые инструменты действуют на формирование эмоциональной сферы. При этом медные духовые очень быстро пробуждают человека ото сна, делают его активным и бодрым.
  • Интеллектуальной области соответствует музыка, которая исполняется клавишными инструментами, в особенности фортепианная.
  • Струнные инструменты непосредственно влияют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, формируют в человеке чувство сострадания.

Слушание грамотно подобранной музыки убирает напряженность и раздражительность, повышает иммунитет детей, снимает головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Утром предпочтительно включить мажорную, солнечную, классическую музыку, добрые песни с понятным текстом.

Для снятия эмоционального и физического напряжения, расслабления, для спокойного погружения в дневной сон следует воспользоваться благотворным воздействием релаксирующей и мелодичной классической музыки, заполненной звуками природы (журчание ручейка, шум морских волн и крик дельфинов, шелест листьев, голоса птиц). Ребенок подсознательно расслабляются и успокаиваются.

Для пробуждения нужно использовать тихую, нежную, легкую и радостную музыку. Услышав звуки привычной музыки, детям будет легче и спокойнее переключаться из состояния абсолютного покоя к активной деятельности.

Музыкотерапия включает: слушание музыкальных произведений, пение песен, музыкально-ритмические движения под музыку, музыкальные паузы, взаимодействие музыки и изобразительной деятельности, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные упражнения и др.

Дома с детьми вы тоже можете использовать музыкотерапию, при соблюдении определенных правил.

Самые важные из них:

  1. В начале нужно изучить информацию об исполняемом произведении. Следует понимать его суть и текстуру. Заранее можно посмотреть текст исполняемого произведения.
  2. Расслабление - это поможет вам "открыть двери бессознательного" и в полное мере ощутить действие музыки. И не важно, что вы хотите испытать успокаивающее действие музыки или поднимающее настроение.
  3. Нужно правильно выбрать дозу. Так как лечение музыкой не должно быть утомительным, чтобы не вызвать усталости и возможных защитных реакций.
  4. Громкость и сила музыки обязательно должна регулироваться. Небольшую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но также и для бодрящей. Очень большая громкость музыки утомляет и возбуждает нервную систему.
  5. После слушания лечебной музыки немного отдохните. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

Лечебное использование музыки во время сна особенно рекомендуется для детей, и вообще для людей беспокойных и возбужденных.

Рекомендуемые произведения для проведения музыкотерапии. 

Музыка для пробуждения: 

  1. «Вальс цветов», «Зимнее утро» П. Чайковский
  2. «Аквариум» К. Сен – Санс
  3. «Романс» Д. Шостакович
  4. «Утро». Э. Григ
  5. «Менуэт» Л. Боккерини

Музыка для релаксации:

  1. Колыбельные песни
  2. «Мелодия» К. Глюк
  3. «Лебедь» К. Сен – Санс
  4. «Лунная соната» Л. Бетховен
  5. «Песня Сольвейг» Э. Григ
  6. «Романс» Г. Свиридов

Организующая музыка: ( способствующая концентрации внимания )

  1. «Марш» С. Прокофьев
  2. «Ария» И.С. Бах
  3. «Музыкальный момент» Ф. Шуберт
  4. Альбом «Времена года»: «Весна», «Лето» Вивальди

Можно сказать, что музыкотерапия является интересным и перспективным направлением, которое используют во многих странах в оздоровительных целях, она снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет, активизирует скрытые возможности подсознания и мобилизует резервы организма.

Консультацию подготовила музыкальный руководитель: Фоминых Г.А.

Используемая материалы: 

1.Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.сост. О. Н. Арсеньевская.- Волгоград: Учитель,2011.-204с.

2.Брусиловский Л. С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. — М., 1985.

3.Введение в музыкотерапию / Под ред. Г.-Г.Декер-Фойгт. — СПб.: Питер, 2003.

4.Овчинникова Т. Музыка для здоровья. - СПб.: Союз художников, 2004

5.Юсфин А. Г. «Музыка — сила жизни». — СПг.: ООО «Аюрведа Плюс». — 2006.

 

 

 

 

 

свернуть

Консультация для родителей «Музыка в воспитании эстетического вкуса ребенка»

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь к различным видам художественной деятельности.

Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту важную функцию, надо развивать у ребенка общую музыкальность. Каковы же основные признаки общей музыкальности?

Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанному, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ.

Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Ритмичное звучание марша вызывает у него радость, подъем, пьеса о заболевшей кукле заставляет грустить. Услышав по радио печальную песню в исполнении взрослого, мальчик сказал: «Дядя о своем горе поет». Значит, ребенок почувствовал настроение песни, передающей душевное состояние человека.

Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те же или иные средства выразительности.

Например, дети сопоставляют простейшие свойства музыкальных звуков (высокий и низкий, тембровое звучание рояля и скрипки и т.д.), различают простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев; три части в пьесе и т.д.), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный характер запева и энергичный, подвижный – припева). Постепенно накапливается запас любимых произведений, которые ребята с большим желанием слушают и исполняют, закладываются первоначальные основы музыкального вкуса.

Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце. Например, каждый ищет выразительные движения, характерные для бодро марширующих солдат, тяжело ступающего медведя, подвижных зайчиков и т.д.

Знакомые танцевальные движения применяются в новых комбинациях и вариантах. С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность.

В задачи музыкального образования и воспитания детей включено формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса.

Для реализации поставленной задачи необходимо помнить, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребенку. Учеными доказано, что музыка, непосредственные звуки окружающего мира воздействуют на организм человека и его состояние самым прямым образом, вызывая изменение кровяного давления, частоту пульса, расслабление или напряжение мышц. И чем младше ребенок, тем более он восприимчив к звукам окружающей среды.

Но взрослые часто не обращают внимание на то, в какой звуковой среде растет и развивается ребенок, что совсем не безразлично для здоровья и состояния его нервной системы. В результате этого многие дошкольники равнодушны к миру звуков, у них слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые слышат вокруг. Они не умеют петь, у них нет желания и умения слушать музыку и получать от этого удовольствие; они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, тревогу, любовь.

И наша задача не допустить этого, а развить у детей эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке; формировать муз. культуру на основе знакомства ребенка с русской народной, классической и современной музыкой.

Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки (спокойная, радостная и т.п.) Учить слушать музыку природы: шум ветра, шуршание листьев, звуки дождя и грома и т.д. Знакомить детей с жанрами муз. произведений: марш, танец, песня. Учить узнавать музыкальные произведения его вступлению и мелодии, включая в помощь наглядные средства обучения эстетично оформленные.

Развивать эстетическое восприятие природы с помощью произведений живописи, поэзии и музыки, обращая при этом внимание на художественный образ. Формировать муз. культуру на основе знакомства ребенка с русской народной, классической и современной музыкой. Развивать способности детей воспринимать эмоционально-образное содержание музыки (спокойная, радостная и т.п.) Учить слушать музыку природы: шум ветра, шуршание листьев, звуки дождя и грома и т.д. Знакомить детей с жанрами муз. произведений: марш, танец, песня. Учить узнавать музыкальные произведения по вступлению и мелодии, включая в помощь наглядные средства обучения, эстетично оформленные.

Развивать эстетическое восприятие природы с помощью произведений живописи, поэзии и музыки, обращая при этом внимание на художественный образ. Формировать у детей певческие напевы: умение петь выразительно, плавно, легко, правильно передавая мелодию: петь хором, по одному. Учить сольному исполнению народных песен; а так же песен композиторов. Развивать чувство ритма: умение передавать характер музыки, её эмоционально-образное содержание; учить инсценировать содержание песен, сопровождая мелодии движениями и жестами; импровизировать образ сказочного животного или зверя. Знакомство с древней символикой движения народных хороводов, игр; знакомство с народными инструментами. Все это исполнение должно носить эстетическую информацию. Исполнение муз. проведений должно носить эмоциональный характер, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния.

И хочется отметить высказывание Д. Шостаковича «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с человеком. Она так полно и органично вошла в жизнь, что её принимают как нечто должное, как воздух, которым дышат, не задумываясь, не замечая …

Насколько беднее стал бы мир, лишившись прекрасного своеобразного языка, помогающего людям лучше понимать друг друга».

 

Подготовил: муз. руководитель Фоминых Г.А.

свернуть
поделиться в: